На уходящей неделе практически на всех валютных рынках произошло резкое укрепление доллара. Исключением, пожалуй, оказалась только Россия, где курс американской валюты вновь устремился к минимумам. Эксперты предрекают глобальный финансовый кризис, который может спровоцировать США, и некоторые из них полагают, что действия Вашингтона направлены на спасение собственной экономики ценой разрушения европейской.
Все чаще возникают параллели с началом 80-х и борьбой США с Советским Союзом. Тогда, как и сейчас, Белый дом ввел многочисленные экономические санкции, начал поставки современного оружия моджахедам и попытался отрезать СССР от основного на тот момент источника дохода – продажи нефти. Цены на нее рухнули едва ли не до 20 долларов за баррель. Для нас тогда все закончилось системным кризисом, сменой политического курса, распадом государства и заключением с США не самых выгодных соглашений.
Поскольку сейчас Штатам не удается искусственно ограничить стоимость российских энергоресурсов, они действуют по-другому. Весьма цинично. То же укрепление доллара увеличивает риски глубокой рецессии и европейской экономики, и американской. Это накладывается на существующие проблемы и выливается в глобальный кризис. Из-за него падает спрос на энергоресурсы, что в итоге приводит к снижению цен на них.
Под ударом вновь оказывается российская экономика. Но сейчас ситуация коренным образом отличается от того, что было сорок лет назад. Во-первых, наша экономическая система теперь куда более гибкая, сырьевые доходы – не главные в бюджете, и, наконец, нет глобальной изоляции, которая бы позволила реализовать этот сценарий. Хотя риски все равно сохраняются.
Правда, для Европы при таком раскладе они куда выше. Те же самые санкции против России в итоге обернутся снижением ВВП Евросоюза в следующем году почти на два с половиной процента. А Брюссель под давлением Белого дома готовит еще и новые, как раз в сфере энергетики.
В итоге можно допустить, что судьбу развалившегося СССР повторит уже сам Европейский союз, и многие политики открыто говорят об этом. Более того, распад может привести и к территориальному переделу, в котором самым лакомым куском кажется Украина. С подробностями – корреспондент "Известий" Виталий Чащухин.
Европу трясет. И не только от наступающих холодов. Последние попытки защитить привычный "европорядок" в Италии: полицейские с дубинками против сторонников ультраправых. Уже сегодня власть в Риме может оказаться в женских, но каких крепких руках нового лидера – Джорджии Мелони, готовой и не к такой битве с коллективным Брюсселем.
Новые силы бросают вызов Евросоюзу, усиливая турбулентность. Страшно подумать, что будет, если у Мелони сложится тандем с премьер-министром Венгрии Виктором Орбаном. На пару с ним Мелони готова превратить европейские саммиты, еще недавно полные антироссийского единодушия, в сущий кошмар.
"Когда я смотрю на эти санкции, я понимаю, что мы энергетические карлики энергетического гиганта. Эти ограничения наносят огромный вред. Они плохи, болезненны и стоят больших денег", – говорит Орбан.
Столичный театр в центре Будапешта, сейчас здесь разыгрывается только такая сцена – наглухо задернутые кулисы, пустой зрительный зал. Экономика венгерских городов тоже в минусе.
Еще вчера – друзья и соратники в вопросах антироссийской политики, а сегодня им все сложнее находить общий язык. Австрия готова внести свой вклад в общеевропейскую распутицу.
"Мы уже приняли шесть масштабных санкционных пакетов, дальнейшие шаги, прежде всего, в энергетическом секторе, в отношении газа, — тут от Австрии будет четкое "нет", – заявил министр иностранных дел Австрии Александр Шалленберг.
Новая примета надвигающихся холодов в Европе – многотысячные протесты, и разве что в этом сейчас проявляется так называемое единство. А в основном оно трещит по швам. Раскол между европейскими странами, порой, проходит сейчас строго по границе. Вот, к примеру, Германия предъявила Польше буквально "территориальные претензии". Стоило полякам в который раз потребовать от Берлина военные репарации, как премьер-министр ФРГ Олаф Шольц сказал про земли соседа, как отрезал. Того и гляди – Гданьск снова Данцигом станет.
"После сотен лет нашей истории я бы не хотел, чтобы некоторые люди копались в исторических книгах и искали возможности пересмотра того, что было установлено", – подчеркнул Олаф Шольц.
И если это у кого-то вызвало мрачные ассоциации, то как насчет заявления бывшего министра иностранных дел Румынии. Он вообще Украину поделить предлагает.
"Украина находится в неестественных границах. Она должна уступить территории: Закарпатье – Венгрии, Галицию – Польше, Буковину – Румынии, Донбасс и Крым – России. Это территории других стран", – заявил бывший министр иностранных дел Румынии Андрей Марга.
Впрочем, та же Варшава выкатывает пока только Берлину послевоенный счет почти на полтора триллиона долларов. Деньги как никогда нужны и государству, и компаниям. Одна из старейших польских пивоварен готовится к заморозке производства.
"Дорожают все ингредиенты – солод, хмель, сами бутылки, но самое страшное – это рост цен на газ и электроэнергию. А в следующем году увеличится еще в пять-шесть раз. У нас начнется "борьба за жизнь", – посетовали на заводе.
Крупнейший французский производитель изделий из стекла Duralex отключает свои печи, к резкой остановке готовятся предприятия в Италии, а любители пасты так страдают! Кое-как доваривают даже до Al dente.
"Ну да, макароны могут вариться сами по себе, без пламени. Достигаете температуры кипения в 100 градусов и выключаете пламя. Макароны будут вариться, но плохо", – делится лайфхаком шеф-повар ресторана Sabatino Васфи Масиеха.
Города угасают во всех смыслах. Немцы протестуют уже в кромешной тьме – экономить приходится даже на уличном освещении. Участники акций возмущены:
"Цены на продукты продолжают расти. Энергозатраты растут".
"Все дорожает. К сожалению, простые граждане не смогут себе многого позволить".
А кого-то кризис уже и в туалетах настигает. Эстонцев всерьез обучают ходить в пакет.
"Берете большой мусорный мешок, устанавливаете его на туалет под стульчак. Делаете свои дела и заклеиваете изолентой", – такое руководство для экономии.
И ничего не поделаешь – нужда заставляет. Прежний европейский порыв против России – еще недавно вроде как объединяющий фактор – похоже, сошел на нет. Внутри ЕС раскол и противоречия.