Найти в Дзене
К-22

Потомки строителей Аркаима мигрируют на Алтай

Итак, царство в алтайских местах археологической культуры афанасьевцев, о котором мы говорили в прошлом выпуске, к 18-14 веку до нашей эры подошло к концу, и на сцену истории восходят представители андроновской культуры. Названа она так по деревне Андроново Ужурского района Красноярского края, где были обнаружены ее первые захоронения. Это скотоводы, хорошие металлурги, уже освоившие и медь, и бронзу. Но в отличие от афанасьевцев, они были менее щепетильны в вопросах смешения с другими племенами. К слову, до сегодняшнего дня некоторые сибирские племена имеют традицию считать предков едва ли не до седьмого колена и не заключают браки с теми, с кем в этих коленах пересекаются. Может, потому и разошлись обладатели сей культуры по всему пространству от Волги до Енисея. Правда, в Минусинской котловине, куда они сунулись, пришлых гостей встретили не особо приветливо: в местных могилах андроновцев временами находят кремневые наконечники стрел туземной окуневской культуры, видимо, застрявшие
Оглавление

Итак, царство в алтайских местах археологической культуры афанасьевцев, о котором мы говорили в прошлом выпуске, к 18-14 веку до нашей эры подошло к концу, и на сцену истории восходят представители андроновской культуры. Названа она так по деревне Андроново Ужурского района Красноярского края, где были обнаружены ее первые захоронения.

Распространение андроновской культуры. Тёмно-красный цвет — формация Синташта-Петровка. Фиолетовый цвет — захоронения, в которых обнаружены колесницы со спицами в колёсах. Зелёный цвет — соседние культуры (срубная, бактрийско-маргианская, афанасьевская (окуневский её этап) Википедия
Распространение андроновской культуры. Тёмно-красный цвет — формация Синташта-Петровка. Фиолетовый цвет — захоронения, в которых обнаружены колесницы со спицами в колёсах. Зелёный цвет — соседние культуры (срубная, бактрийско-маргианская, афанасьевская (окуневский её этап) Википедия

Это скотоводы, хорошие металлурги, уже освоившие и медь, и бронзу. Но в отличие от афанасьевцев, они были менее щепетильны в вопросах смешения с другими племенами. К слову, до сегодняшнего дня некоторые сибирские племена имеют традицию считать предков едва ли не до седьмого колена и не заключают браки с теми, с кем в этих коленах пересекаются. Может, потому и разошлись обладатели сей культуры по всему пространству от Волги до Енисея.

Правда, в Минусинской котловине, куда они сунулись, пришлых гостей встретили не особо приветливо: в местных могилах андроновцев временами находят кремневые наконечники стрел туземной окуневской культуры, видимо, застрявшие в телах убитых. Да и места жительства здесь андроновцев отмечаются фортификационными сооружениями, нечто вроде крепостей, где и самим можно отбиться, и скот схоронить. Зачем бы такое городить, если вокруг все тебя любят и жалуют?

Зато в иных точках миграции андроновцев отмечается смешение культур: есть общие захоронения, показывающие, что андроновцы при определенных условиях контактировали с туземцами, примером служат захоронения в Барабинской лесостепи. Впрочем, как знать, возможно, этот вариант контактов выглядел прозаично по моде тех времен: вырезать у врага всех мужчин и взять себе в качестве приза всех их женщин.

У нас на Алтае основное место, где археологи раскапывают остатки этой культуры — Фирсово, местность возле Барнаула. Ранее тысячи лет на месте коттеджного поселка был некрополь разных народов. В том числе и андроновцев.

Они селились по поймам рек, потому и облюбовали Приобье. Здесь представлены ранние группы мигрантов, еще без следов смешения с местными племенами. А вот следы борьбы с еще одной местной культурой — елунинской, имеются. По итогу схваток Приобье осталось за новопришлыми андроновцами. Вырезали ли они заодно и афанасьевцев? Сказать сложно, хотя, может быть, просто взяли в оборот, учитывая их умение в металлургии. Тут стоит отметить такое явление, как сейминско-турбинский транскультурный феномен того времени, когда изделия из бронзы одного типа начинают появляться на огромном пространстве у совершенно разных племен — и генетически, и в культурном отношении. Некоторые ученые считают, что на Алтае (Саяно-Алтае) в это время было что-то вроде учебного металлургического центра, откуда прошедшие курс ПТУ/ФЗУ бронзового века специалисты расходились потом по всей Ойкумене, от Молдавии до Китая, отливая на местах однотипное, но качественное оружие: ножи, топоры, наконечники копий. Может, взяв уцелевших афанасьевцев, андроновцы превратили их в данников и торговали поставляемыми изделиями. Теперь узнать трудно, но если у вас есть на руках готовые исследования ученых, напишите в комментариях!

Как видим, кумандинцы генетически среди коренного населения Алтая сильно отличаются
Как видим, кумандинцы генетически среди коренного населения Алтая сильно отличаются

Андроновцы хоть и были, как и афанасьевцы, пришлыми племенами и также обладали европеоидной внешностью, все же отличались от афанасьевцев на генетическом уровне. У них была гаплогруппа R1a1, а у афанасьевцев — гаплогруппа R1b1. К слову, сейчас последняя гаплогруппа встречается среди коренных народов Алтая только у кумандинцев. А другие современные коренные народности — алтай-кижи, тубалары, теленгиты и челканцы имеют гаплогруппу R1a, практически до половины. Остальная часть их генетического наследия — пришедшая из Южной Азии гаплогруппа N, а также гаплогруппа Q, которая считается местной, сибирской, но встречается и у индейцев Америки, покорять этот новые континенты люди пошли именно отсюда. А вот у кумандинцев гаплогруппы Q вообще нет.

-3

Выходцы из Аркаима

Андроновскую культуру выводят из синтаншитской археологической культуры Южного Урала, а это — строители знаменитого Аркаима, к слову. Всего в тех местах находят около двух десятков поселений, правда, не всегда существовавших в одно время, потому вряд ли ее можно считать «страной городов». Андроновцы — европеоиды, но в отличие от афанасьевцев, что представляли северный тип, эти были близки к средиземноморскому, что-то вроде греков или балканцев. Они относились к самому восточному ответвлению индоевропейцев — индоиранцам.

По последним антропологическим данным, европеоиды и монголоиды разделились на расы всего ничего — едва ли 10-12 тысяч лет назад. И между ними долго еще существовали промежуточные виды. Поэтому, когда про те или иные племена и народности, живущие, к примеру, у нас на Алтае, говорят, что они относятся к смешанному европеоидно-монголоидному виду, нужно понимать, что есть варианты, когда это не результат того, что здесь европеоиды и монголоиды вступали в браки и потому дали потомство метисов. Это может быть именно промежуточный вид кроманьонцев, не ставший по итогу ни европеоидным, ни монголоидным.

Отзвуки андроновцев улавливают и в соседствующих культурах. В некоторых местах путем смешения с туземцами образуются и слегка видоизмененные андроновские варианты. А далее их следы ведут и в сторону Индии. Там в это же время приходит в упадок неарийская Индская цивилизация. А затем появляются арийские, так называемые ведийские племена и образуют новую культуру. Тут тоже идут споры: было ли завоевание или просто мирное вхождение, и были ли вообще племена пришлыми.

Часть андроновцев наблюдается в Китае, на Памире, в Казахстане, Туркмении, Иране и т. д. Да, даже в китайском Синьдзяне нашли их следы. Там была очень интересная находка Таримских мумий. Поскольку умершие явно выглядели как европеоиды, возник вопрос — как они туда попали в древние времена. Генетический анализ показал, что солидная часть из похороненных относится именно к андроновцам.

Одна из Таримских мумий. Фото https://historiosophy.ru/
Одна из Таримских мумий. Фото https://historiosophy.ru/

Вряд ли на всей территории единой культуры было одно государство, скорее всего, лишь набор родственных по обычаям и ритуалам племен. Причин междоусобиц всегда находилось множество: битва за скот, за выпасы, перенаселение отдельных районов, контроль над металлургическими центрами и т. д. Еще в синташтинскую культуру степные скотоводы получили в свое распоряжение первые колесницы.

У них были сложносоставные луки — мощное оружие, особенно в чистом поле, отличные бронзовые копья, топоры — прародители скифских чеканов. В целом андроновцы были довольно боевитыми ребятами.

Гости на колесницах

Итак, примчались в наши края индоиранские племена, входящие в андроновскую археологическую культуру, расположились по поймам рек, в первую очередь — Оби, вытеснили постепенно из обихода коренных жителей и стали сами жить-поживать. Пока на Алтае их знаменитых колесниц не отыскали, но наверняка они были, и наверняка помогли прижать туземцев, расчистив жизненное пространство. А вот верхом в те времена еще не особо управлялись, как минимум, подходящего для этого снаряжения не имели — седла, сбруи, стремена. А на голой спине лошади особо не удержишься. По нынешним данным колесница могла развивать скорость в 40 километров в час, все лучше, чем пешком, а если загрузиться стрелами и сулицами, поставить щиты, да посадить верного друга прикрывать возницу, считай готовый танк бронзового века. А уж кататься они умели и по бездорожью, неплохо балансируя на своих повозках.

Поздние источники описывали, что при набегах «варвары» из степи умудрялись не только стоять на самой колеснице, но и бегать туда-сюда по дышлу на спину лошади и обратно.

Грозный андроновец скачет на фоне фэнтезийной крепости, такие будут строить спустя тысячу лет после их ухода с исторической сцены.
Грозный андроновец скачет на фоне фэнтезийной крепости, такие будут строить спустя тысячу лет после их ухода с исторической сцены.

Еще известны большие дома андроновцев, в которых были места и для людей, и для скотины — у самого входа, несколько печей, в том числе для обогрева, для приготовления пищи и для металлургических операций. Иногда поселения огораживали рвом с широким проездом — видимо, для колесниц. Вот тут на картинке изображен андроновец, катящий мимо замка из будущего, хотя сами укрепления той поры вряд ли можно было назвать очень мощными. Скорее они напоминают не крепость, а что-то вроде статичного вагенбурга: это когда во время нападения или при ночевке в неспокойном месте кочующая группа ставит повозки кругом, а люди и скот оказываются внутри. К ним и хищник не подберется, и врагам будет трудно атаковать.

Колесничий андроновской культуры. Источник https://www.surwiki.admsurgut.ru/
Колесничий андроновской культуры. Источник https://www.surwiki.admsurgut.ru/

Хоронили своих умерших андроновцы, ориентируя лица на запад или юго-запад на боку с согнутыми ногами и руками перед головой. Керамика украшалась солярными знаками — перевернутой свастикой. Встречаются и варианты погребений с сожжением покойников. А это уже интересный шаг, говорящий о религиозных представлениях андроновцев. Похоже, мы имеем дело с огнепоклонниками. Тем более об этом говорит логика: ведь часть андроновцев ушла в Иран, где зафиксированы эпосы «Авесты», часть — в Индию, где были найдены гимны «Ригведы» и при этом иранские и индийские древние эпосы подозрительно схожи, это дает основания полагать, что их сложили в то время, когда арийские племена, позже разделившиеся, еще сохраняли единство. А значит, что-то похожее на эти эпосы могли знать и наши алтайские индоиранские андроновцы, следуя им при совершении обрядов.

После себя в Сибири герои нашего повествования оставили ряд смешанных культур по окраинам своего обитания, а также на местах обитания ряд потомственных археологических культур, которые ведут свою родословную от них. В истории наследников андроновской археологической культуры называют андроноидными: таковыми считается, к примеру, ирменская и корчажкинская культуры. Одной из самых распространенных культур, что существовала далее на просторах, занятых андроновцами, стала карасукская культура, сочетавшая в себе черты и героев нашего нынешнего рассказа, и соседней окуневской культуры. Генетически ее представители уже были смешанными, встречались и европеоидные, и монголоидные останки. Ее отслеживают в период с конца второго — начала первого тысячелетия до нашей эры. Далее, уже в эпоху первых письменных источников, специалисты уже находят имя племени, схожее в позднее время с карасукской культурой — киммерийцы.

Но это уже другая история.

Предыдущие материалы:

Что было на месте Белокурихи 700 миллионов лет назад?

Какие динозавры обитали у нас на курорте?

Четыре вида древних людей, живших у нас на Алтае

Первое тысячелетнее арийское царство на Алтае