Найти в Дзене
Томская Филармония

Новый художественный руководитель и главный дирижёр симфонического оркестра

Оглавление

Томская филармония представила журналистам, блогерам и, конечно же, зрителям нового художественного руководителя и главного дирижёра симфонического оркестра. С сентября этот пост занимает Владимир Понькин – дирижёр, педагог, профессор. А ещё – народный артист и заслуженный деятель искусств Российской Федерации: маэстро с такими регалиями впервые возглавляет оркестр за все 76 лет его существования.

Итак, 16 сентября состоялась встреча нового главного дирижёра с оркестром, 19 сентября – с представителями томских СМИ и студентами факультета журналистики ТГУ, а 20 сентября, на открытии фестиваля «Денис Мацуев и друзья» – со зрителями.

А теперь обо всём по порядку)

Новые задачи томского оркестра

И для Владимира Понькина, и для Томского симфонического оркестра эта встреча оказалась новой, но не первой. 38 лет назад, будучи молодым дирижёром, Владимир Александрович уже работал с томским музыкальным коллективом, и у обоих сторон осталось достаточно хорошее впечатление от сотрудничества. Кроме того, для некоторых артистов оркестра Владимир Понькин является непосредственным педагогом. В числе его учеников хорошо знакомые томскому зрителю и Ярослав Ткаленко, возглавлявший Томский симфонический оркестр с 2013 года по 2018 год, и приглашённый дирижёр Денис Немирович-Данченко, и концертмейстер группы валторн Захар Никифоров.

Сам же Владимир Понькин является учеником выдающего Геннадия Николаевича Рождественского, как, кстати, и предыдущий главный дирижёр Михаил Грановский. Владимир Александрович очень доволен началом работы с оркестром: «Я смотрел записи и ехал сюда с мыслью, что придётся усердно работать по переделке. Это штрихи, динамика, балансировка, то есть, соответствие одной группы с другими. Но буквально первая репетиция меня поразила – настолько внимательными оказались артисты оркестра!» Приятно поразила маэстро и вторая встреча с музыкантами, их очередной творческий отклик: «Я пришёл с ожиданием результатов от своего общения с оркестрантами, и перемены были огромные!»

Взаимопонимание, которое складывается между художественным руководителем и коллективном позволило маэстро предположить, что артисты «очень хотели заниматься музыкой с дирижёром, который тяготеет к лабораторной работе». Основными постулатами своей работы Владимир Понькин назвал раскрепощение артистов оркестра и предоставление им возможности «проявить свои возможности, свои способности и свои таланты именно в свободной форме». Маэстро не сомневается: «Впереди у оркестра очень большое будущее!».

-2
-3
-4
-5
-6

Ставка на молодёжь

Маэстро обещает приглашать молодых дирижёров, каждый из которых обязательно внесёт свою лепту в мастерство оркестра. Планирует проводить международные мастер-классы по дирижированию на базе Томского симфонического оркестра. Отдельным направлением видится новому дирижёру работа с подрастающим поколением. Ведь именно они, молодые слушатели, придут в концертные залы через пять-десять лет. Именно они могут избрать своей профессией стезю музыканта и дирижёра, тем самым составив славу и гордость нашей страны.

Владимир Понькин не раз доверял дирижёрскую палочку детям прямо во время концертов. И планирует продолжить эту практику на соответствующих мероприятиях в Томске. И кто знает, быть может для кого-то из юных зрителей филармонии этот взмах станет самым главным волшебством в жизни!

«Я задался целью, и это будет сделано в Томске обязательно – чтобы детская аудитория начинала ходить на симфонический оркестр с четырёх лет, – поделился задуманным Владимир Понькин. – Я объясню почему: маленькие дети – это прекрасный, чистейший лист бумаги, на котором можно рисовать прекрасные образы. И этих аспектов для воспитания очень много, но я выбрал такой – знакомство с симфонической музыкой через дирижирование».

Также в планах нового художественного руководителя – экскурсии на репетиции оркестра.

-7
-8

На радость публике

Революций не будет, новый дирижёр предпочитает идти по пути эволюции. По его словам, впереди у оркестра очень интересная, «но очень долгая и тщательная, практически, ювелирная работа».

«Это делается только лишь для того, чтобы оркестр был ещё более нужен, – объяснил Владимир Понькин – Для чего? Чтобы люди были добрее, благороднее, отзывчивее. Чтобы были гордыми за свою страну и то место, где они живут и где создают материальные и духовные ценности. Оркестр при правильном подходе играет потрясающую роль в этом!»

«Когда люди выходят с концерта, они такие счастливые, и они находятся в этом состоянии счастья очень долго, – заметил маэстро. – Это колоссальная помощь! То есть наша глобальная задача – облагородить людей и сделать их счастливыми. Люди, которые посещают концерты оркестра, они интеллектуально совершенно иначе подходят и к своей профессиональной деятельности».

-9