В первой части статьи изложена история возникновения базовых идеологий капиталистической эпохи XIX века: консерватизма, либерализма, марксизма. Их характеристики кратко рассмотрены во второй части статьи. В третьей части статьи рассмотрены идеологии XX века: марксизм-ленинизм, социал-демократизм, неолиберализм и неоконсерватизм.
4.1. После Первой мировой войны в самых разных странах возникли массовые движения, в некоторых странах установились политические режимы, которые потом получили общее наименование «фашистских». Соответствующий тип праворадикальной философии и идеологии получил название фашизма.
Самыми яркими и влиятельными представителями фашизма как политических режимов и идеологии стали итальянский фашизм и немецкий национал-социализм (нацизм), активно действовавшие до окончания Второй мировой войны и принесшие неисчислимые бедствия человечеству.
Б. Муссолини и А. Гитлер, лидеры итальянского фашизма и немецкого национал-социализма, г. Берлин, 1937 год. Фотография из открытых источников Яндекса.
Фашизм возник в результате кризиса либеральной общественной модели. В обществе возникли настроения неприятия существующей системы, которая отождествлялась с капитализмом. Набирали силу левые (марксистские) движения.
В правящих элитах, напуганных угрожающей им революцией, возникла идея преобразования социального протеста в протест национальный, который выражался в поиске виновника всех бед внутри страны и вне неё. Соответствующие движения первоначально получили общее название национальной или консервативной революции. «Консервативной» потому, что были направлены на сохранение власти существующих элит, «революции» потому, что требовали революционного отказа от либеральной общественной модели с применением насилия как метода борьбы с левыми движениями.
Относительно идеи технического и научного прогресса фашизм, по крайней мере итальянский и немецкий, не был консервативным движением. Итальянский дуче (вождь) Бенито Муссолини ставил перед аграрной Италией задачу ускоренной индустриализации. Германия, переключив экономику страны на подготовку к войне, провела модернизацию промышленности.
Фашизм в разных странах проявлялся в разных формах, он опирался на национальные традиции и культурные мифы. Первоначально фашистами называли себя итальянские фашисты. Немецкие фашисты называли себя национал-социалистами, испанские – фалангистами, венгерские - салашистами и т. д.
Существует множество определений фашизма и его основных характеристик. Некоторые исследователи используют это понятие только в узком смысле, как конкретный политический режим и ультраправую идеологию, существовавшие в Италии по 1945 год.
4.2. Представляет интерес классификация фашистских политических режимов, которые приводит социолог и политолог А. Н. Тарасов [Тарасов 2003].
Немецкий нацизм и итальянский фашизм А. Н. Тарасов относит к «классическим» вариантам фашизма. Это массовые движения «среднего класса», создавшие собственную идеологию и использующие революционные методы борьбы против левого революционного лагеря.
Нацизм опирался на городской «средний класс»; строил иерархическое технократическое военное индустриальное государство; поддерживался (и приводился к власти) промышленным капиталом; был ориентирован на языческую мистику и расовую чистоту; рассматривал свою «революцию» как эксперимент по ускоренной модернизации; ставил государство в подчинение партии.
Итальянский фашизм опирался на сельский «средний класс»; строил патерналистское «корпоративное государство»; поддерживался (и приводился к власти) преимущественно сельскохозяйственным крупным капиталом; был ориентирован на католицизм и внешний национализм (средиземноморский империализм); рассматривал свою «революцию» как национально-превентивную - с целью недопущения «большевизации» Италии; ставил партию в подчинение государству.
Франкистский режим в Испании формировался как «классический» фашизм, но бюрократизировавшись, быстро утратил всякую связь с массовым движением.
История показала, что экстремистские движения «среднего класса», придя к власти, легко выходят из-под контроля элит, сделавших на них ставку. Поэтому все послевоенные фашистские режимы уже были «неклассическими».
«Неклассические» фашизмы существовали ещё до Второй мировой войны. Португальский салазаровский фашизм был первым примером впоследствии очень распространенного военного фашизма, когда традиционные консервативные элиты руками армии устанавливают фашистскую власть, а затем уже сам режим начинает фашизацию общества, создавая фашистские партии и движения. Искусственное происхождение такого фашизма определяет, как правило, его клерикальный, патриархальный, традиционный (а не революционный, как у нацистов) характер. Во второй половине XX века такие режимы десятками возникали в странах «третьего мира».
После Второй мировой войны «неклассический» фашизм был представлен в основном режимами «зависимого» фашизма, или, по другой терминологии – «наведенного» (извне, из-за границы) фашизма. Как правило, это были ультраправые режимы в странах «третьего мира», установленные путем военных переворотов (военный фашизм) по указанию и на деньги стран «первого мира», западных демократий. Непосредственной причиной создания таких режимов служила либо необходимость свергнуть какое-то уже существующее левое (или просто антиамериканское) правительство (в Бразилии, Гватемале, Чили и т.п.), либо не допустить прихода левых к власти.
В Европе первым режимом «зависимого» фашизма был послевоенный пробританский режим в Греции, где после освобождения страны от немецких войск началась гражданская война.
Специально для облегчения создания режимов «зависимого» фашизма в силовых структурах стран «третьего мира» активно насаждалась фашистская идеология. Армия, полиция и спецслужбы превращались в некое подобие фашистских партий без самих партий.
Поскольку «зависимый» фашизм зависел от «демократической метрополии», то часто при фашистских режимах соблюдался в той или иной степени бутафорский «демократический декорум»: существовали парламент, многопартийная система, проводились «выборы». «Зависимый» фашизм «размывал» понятие фашизма и делал его «более приемлемым» для либералов.
Еще одним вариантом «неклассического» фашизма, по мнению А. Н. Тарасова, являются европейские «новые правые», возникшие в конце 1960-х годов. «Новые правые» соединили фашистскую идеологию с правоконсервативной практикой в условиях парламентской демократии. «Новые правые» заменили представление о расовом превосходстве представлением о несовместимости разных рас, признали ценность меньшинств (национальных и сексуальных) и вопросов экологии. Политически взгляды «новых правых» совпали с взглядами практиков неолиберализма эпохи рейганомики и тэтчеризма.
Как примеры движений и партий «новых правых» А. Н. Тарасов называет Национальный фронт Ж.-М. Ле Пена во Франции, партию П. Фортейна в Нидерландах, Партию свободы Й. Хайдера в Австрии.
Фашизмы прекрасно уживаются с любой религией. Правда, пока еще не было атеистических фашистских движений.
Отметим, что в немецком фашизме наблюдалось чёткое различение идеологий верхов и масс. Лидеры правящей партии НСДАП были германскими язычниками, а большинство членов партии было протестантами и католиками.
Фашизм не идентичен белому расизму, как видно из опыта Гаити и некоторых африканских режимов.
Тем более необязательным является антисемитизм (фашистские режимы в Центральной Америке были произраильскими, не говоря уже о собственно еврейских фашистских организациях).
По мнению А. Н. Тарасова фашизму обязательно присущи следующие установки:
воинствующий антикоммунизм;
милитаризм (в узком смысле, то есть на восхваление армии и армейских порядков и перенесение их в гражданскую жизнь);
воинствующие ксенофобия, расизм, национализм (то есть такие, которые активно направлены против кого-то);
теоретический элитаризм (то есть отрицание принципа всеобщего равенства);
обывательский культурный примитивизм (то есть неприятие культуры во всей её сложности и полноте - и особенно наиболее интеллектуально сложных её проявлений).
4.3. Дополнительно другие исследователи, исходя из рассмотрения «классических» вариантов фашизма, чаще всего называют следующие существенные его признаки.
Харизматический принцип власти, вождизм. Верховный вождь (дуче в Италии, фюрер в Германии) есть воплощение расового, национального и народного духа. Он обладает неограниченной властью по отношению ко всем подчиненным.
Антидемократизм (неверие в парламентские процедуры).
Тоталитаризм. Политическая система государства с приходом фашистов к власти становилась типично тоталитарной за счет огосударствления средств массовой информации, системы образования и воспитания, уничтожения многопартийности, расширения карательных органов.
4.4. В последние годы в западном обществе и у части российской интеллигенции вновь стала популярной концепция «двух тоталитаризмов» (шире – «закрытых обществ»). Концепция родилась с началом холодной войны. В левых кругах концепцию двух тоталитаризмов называли «бинарной». Смысл её прост: коммунистические и фашистские режимы являются политически родственными и противостоят либеральным демократиям.
Концепция «двух тоталитаризмов» нивелирует видовые признаки фашизма и коммунизма и растворяет понятие «фашизм» в другом, более общем и менее конкретном понятии – «тоталитаризм». Такая перестановка терминов позволяла вытеснить из истории XX века тему «немецкой вины» (а по совместительству всех стран фашистского блока). Теперь главными преступниками Второй мировой войны становились два тоталитаризма.
Концепция «двух тоталитаризмов» возродилась, поскольку создаёт почву для пересмотра итогов Второй мировой войны. И теперь можно совершенно спокойно обсуждать, как можно расчленить Россию, чтобы она навсегда лишилась способности совершать агрессивные действия.
4.5. Высшая ценность в идеологии фашизма XX века – собственная нация, которая превосходит другие народы и потому должна находиться в привилегированном положении. Например, согласно идеологии национал-социализма, единственная «высшая» раса – «арии», к которым относятся народы Северо-западной Европы. Центром «арийской расы»; по Гитлеру, является Германия, и это дает ей право претендовать на особую роль в мире.
Целями внешней политики фашисты считали расширение государства за счёт территорий и ресурсов других стран путем ограничения жизненного пространства или даже уничтожения населения этих стран.
Суть фашизма XX века можно определить как трансформацию социального недовольства в агрессивный национализм с назначением внешнего врага, к которому не применимы общепринятые нормы морали.
Комплекс расового, национального, а также цивилизационного или религиозного превосходства какой-то группы выступает обоснованием биологического и социального неравенства людей.
Основные источники
Исаев Б. А. Политология. Учебное пособие. 2015.
Политология: учеб. / А. Ю. Мельвиль [и др.]. - М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России, ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - 618 с.
Тарасов 2003 – Фашизмов много // Александр Тарасов. URL: https://scepsis.net/library/id_523.html
Традиционализм, либерализм и неонацизм в пространстве актуальной политики - Александр Щипков. URL: https://litresp.ru/chitat/ru/Щ/schipkov-aleksandr-vladimirovich/tradicionalizm-liberalizm-i-neonacizm-v-prostranstve-aktualjnoj-politiki
Историческая политика и сказание о двух тоталитаризмах — Россия в глобальной политике / https://globalaffairs.ru/articles/istoricheskaya-politika/