Нам разум дал стальные руки-крюки. Грех не воспользоваться достижениями техники, когда ты распоряжаешься ею единолично и без свидетелей.
У нас на шахте, как и на любом, серьезном производстве, был свой механический цех. Здоровенный ангар, где рядами и кучами были навалены различные механизмы и их огромные детали. Конвейерные «головки» — привода. Угледобывающие комбайны, породопогрузочные и бурильные машины и многое другое, что пришло в негодность или временно вышло из строя. Оборудование выдавали на поверхность и перемещали в этот ангар, где его приводили в порядок, ремонтировали, либо разбирали на запчасти и утилизировали. Днем там работала бригада слесарей по ремонту горного оборудования, ночью дежурил один человек. На тот случай, если оперативно понадобится отыскать какую-то запчасть или принять в ремонт, выдаваемую технику. Дежурный мог заниматься мелким ремонтом, в зависимости от потребностей бригады или выполняя поручение руководства. Не сидеть же ему сиднем всю ночь в мехцехе, ковыряя в носу?
По всей площади мехцеха перемещалась громадная кран-балка, солидной такой грузоподъёмности. Сама балка — вперед/назад. Каретка — вправо/влево. Крюк на тросе — вверх/вниз. Продолговатый пульт управления с кнопками, на длинном кабеле с тросиком, чего тут непонятного. Кто видел, тот знает.
В ту ночь дежурил молодой слесарь, недавно вернувшийся из армии. Этакий великовозрастный ребенок, не лишенный любознательности и юного задора. Пытливый ум балбеса требовал ответа на вопрос, что почувствуешь, если подцепишь сам себя на крюк крана и прокатишь по всему цеху, обозревая его с высоты комариного полета. (В реальности высота механического цеха не превышала пяти метров внутри основного помещения мастерской)
Пусть полет будет, хоть и не очень птичий, но интересный. А главное первопроходческий. До сей поры, никто еще так себя не развлекал. «Я буду первым!»
Сказано — сделано. Берем страховочный пояс электромонтажника. Застегиваем поверх телогрейки, чтобы не очень давило. Цепь заводим назад и зацепляем на крюк. Пульт в руки — поехали! Сначала вверх-вниз, поправил пояс на животе и отправился в путешествие по просторам механического цеха. Поднимет себя повыше, вправо-влево, прокатится вперед-назад. Покачивается туловище на крюке, ножками болтает, лицо улыбается, смена идет, что надо для счастья?
Бурильная установка стояла задрав манипулятор с буровой штангой и её требовалось «объехать» повыше. Наш летчик-испытатель приподнял себя метра на четыре и плавно вписался в поворот. Кабель пульта зацепился за штангу и пульт вырвало из рук балбеса. Каретка еще проехалась по инерции вбок, отдаляя кабель с пультом от досягаемости конечностей.
Каретка кран-балки выполнена так, что барабан с тросом подъёмного механизма расположен с одного её края, а электроуправление с пультом и кабелем с другого. Да еще этот чертов тросик зацепился за «бурилку». Дотянуться до кабеля было никак! Висящий на крюке стал извиваться как пиявка, пытаясь, хотя бы ногой дотянуться до кабеля с пультом. Тщетно! Расстегнуть пояс или карабин цепи было практически невозможно в нагруженном состоянии, да и опасно! Свалиться с высоты на груду металлических деталей горных машин, грозило серьёзными увечьями. Испытатель кран-балок потрепыхался еще немного как червяк на рыболовном крючке и закручинился. Было о чем подумать! До утренней смены было еще часов пять. Пояс давил на рёбра, дышать стало трудно, появились признаки паники.
В соседнем здании находился цех Автоматики, где также нёс ночное вахту дежурный электрослесарь.
«Автоматчики» занимались ремонтом и наладкой электрооборудования более тонкой структуры. Реле утечек, контроль изоляции, автоматизация процессов управления конвейерами, автоматические ж/д стрелки и еще множество других задач, связанных с КИПиА. Дежурный настроил самодельный транзисторный приемничек на нужную волну и отключил свет в своей каморке. На топчане приветливо раскинула рукава новая телогреечка. Только он устроился поудобней на своей лежанке, как со стороны механического цеха послышались призывы о помощи. Причем звучали они как-то не очень уверенно и сердито. Словно человек не просил, а интересовался, есть ли желающие ему помочь, в конце концов, и какого хрена до сих пор таких желающих не нашлось?
«Э, алё! Тут есть, кто-нибудь? Слышь, эй, идите, кто-нибудь сюда! Эй мужики, помогите, кто-нибуууудь…!»
Автоматчик прислушался и убедился, что это не послышалось и звуки доносятся из цеха по ремонту горных машин.
Вздохнул и пошел смотреть, что там случилось. Входит он в ангар, а там такая картина: висит этот придурок, ножками сучит, тросик с пультом за «бурилку» зацепился: — Опускай! Майна, жёванный крот! Долго я тут еще висеть должен?! — Ты как туда попал, дебилоид? Кто с тобой так «пошутил»? — Сам я с собой так пошутил, опускай, мля…
Вот тогда и подкосились ноги дежурного автоматчика. Он все понял и не смог вдохнуть от смеха. «Ой, мама родная! Покататься решил? Ну дурак! Ой, я сдохну сейчас! А пульт зацепился? Не могу...» Но опустил, конечно. А тому не до смеха, отдышаться тоже не может и рёбра болят. Намял он их, пока на крючке болтался.
Ну, что сказать? Назавтра уже вся шахта знала об этом происшествии, пересказывали в бригадах и «нарядных», где ставятся производственные задачи на грядущую смену. Что там дальше было с этим «космонавтом» я не узнал. Я устроился на практику на нашу шахту, спустя год после этого случая. Мне рассказывал тот самый «автоматчик» что опустил крюк с незадачливым парнишкой.
Всем добра и счастья! Берегите себя! Мойте руки! И подписывайтесь на мой канал.