Найти тему

10 картин, вызвавших скандал

Артемизия Джентилески "Юдифь, обезглавливающая Олоферна" 1612 г. Национальный музей Каподимонте, Неаполь
Артемизия Джентилески "Юдифь, обезглавливающая Олоферна" 1612 г. Национальный музей Каподимонте, Неаполь

Любое творчество можно оценивать по-разному, ведь, как известно, красота в глазах смотрящего. Некоторые картины вошли в историю не только благодаря своей художественной ценности, но и скандалам.

Артемизия Джентилески прославилась в том числе тем, что стала одной из первых широко известных и признанных художниц. Женщин в мире искусства было в ее время не так уж много, и отношение к их творчеству было не слишком серьезным. К тому же их менее охотно брали в ученицы опытные мастера, а если и брали, то учебный курс был для них ограничен. Их из соображения ложной стыдливости женщин не допускали к изучению анатомии вообще, и мужской тем более, а без этого писать фигуры сложно. Артемизия сама была дочерью художника и, возможно, поэтому анатомию изучала. Однажды ее изнасиловал другой художник, некий Тасси. Она подала на него в суд, и процесс вылился в громкий скандал. Девушку заставили пройти унизительный по тем временам гинекологический осмотр, и на нее вылились помои из обвинений в непотребствах из-за самого факта изучения ей анатомии. Тиссо в итоге отделался годом тюрьмы. Художница написала насильника в виде убиваемого Олоферна, кроваво и натуралистично по тем временам. Юдифь - предполагаемый автопортрет Артемизии. Картина вызвала большой резонанс. Позже художница повторила этот сюжет.

Г. Курбе "Купальщицы" (1853)
Г. Курбе "Купальщицы" (1853)

Эта картина Гюстава Курбе вызвала грандиозный скандал на Парижском салоне, а не понравилась зрителям массивная фигура героини. Обычно на картинах с подобными сюжеты изображались античные богини, нимфы, на худой конец просто красавицы. Купальщицы выглядят более чем прозаично и критикам категорически не понравились. На выставке полотно висело рядом с изображением лошадей. Императрица Евгения, сама считавшаяся женщиной красивой, в шутку назвала купальщицу першероном (порода тягловых лошадей). Шутку многие подхватили. В газетах "Купальщиц" презрительно назвали "реализмом". Критики не знали, что сами таким образом дали название новому направлению в искусстве.

Эдуар Мане "Завтрак на траве" (1863) музей Орсе
Эдуар Мане "Завтрак на траве" (1863) музей Орсе

Картина "Завтрак на траве" стала символом скандала в искусстве. Считается, что композиция была навеяна картинами "Сельский концерт" Джорджоне (1508—1509), которую художнику доводилось копировать, и гравюрой Маркантонио Раймонди "Суд Париса".

Джордоне "Сельский концерт"
Джордоне "Сельский концерт"

Первоначально она называлась "Купание", что объясняет наготу женщин. Художник ранее с успехом выставлялся на Парижском салоне. Новое полотно жюри отклонило. По инициативе Наполеона III в это же время открылась выставка "Салон отверженных". То, что было отвергнуто официальным салоном публике оказалось даже интереснее. Самой скандальной "отверженной" картиной оказалась работа Мане. Критики обвиняли Мане в дурновкусии, пошлости, а также в художественных огрехах вроде нарушения пропорций. Многих возмущал слишком дерзкий взгляд голой девушки, смело сидящей среди одетых господ. Не оценил работу коллеги и новатор Гюстав Курбе, которого в консерватизме точно нельзя заподозрить. Были даже желающие картину испортить. Через год на Салоне художник показал не менее скандальную "Олимпию".

"Олимпия" (1863) музей Орсе
"Олимпия" (1863) музей Орсе

Претензии к картине были все те же. И ее также не раз пытались испортить. Считается, что моделью художнику послужила натурщица и по совместительству его любовница Викторина Мёран. Но есть версия, что это - известная куртизанка и любовница императора Наполеона III Маргарита Белланже.

Джон Сингер Сарджент.Портрет "Мадам Х" (1884) Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Джон Сингер Сарджент.Портрет "Мадам Х" (1884) Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Американский художник Джон Сингер Сержант на родине был одним из самых модных портретистов. Приехав в Париж, он явно рассчитывал на успех, а в итоге оказался втянут в скандал. Он легко познакомился и с французской элитой, и с богемой. В Париже он решил написать портрет местной светской львицы Виржини Готро и выставить его во время очередного салона - самой известной художественной выставки того времени. Но публика картину разнесла в пух и прах. Кожа женщины показалась слишком белой, что наводило людей на мысль о плохом здоровье или приеме сомнительных средств для искусственной бледности. Красноватое ушко, контрастировавшее с белым лицом показалось намеком на то, что на лице толстый слой косметики. Это считалось дурным тоном. Но больше всего французов возмутила упавшая тонкая бретелька. Зрители усмотрели в этом намек на некий сексуальный подтекст и не слишком добродетельный образ жизни героини. А жена банкира Готро в прошлом была, как назло, содержанкой. Скандал вышел большой. Бретельку Сержант поднял на подобающее ей место, картину переименовал в "Мадам Х". Но ситуацию это не спасло. Карьера в Париже, как не трудно догадаться, у Сержанта не задалась.

Были скандальные истории и с русскими художниками.

П. А. Федотов "Свежий кавалер" Государственная Третьяковская галерея
П. А. Федотов "Свежий кавалер" Государственная Третьяковская галерея

"Свежий кавалер" - первая по-настоящему успешная картина Федотова, сделавшая его знаменитым. Картина изображает мелкого чиновника, получившего первый орден. Сюжет Федотов сам описал так: "Утро после пирования по случаю полученного ордена. Новый кавалер не вытерпел: чем свет нацепил на халат свою обнову и горделиво напоминает свою значительность кухарке, но она насмешливо показывает ему единственные, но и то стоптанные и продырявленные сапоги, которые она несла чистить. На полу валяются объедки и осколки вчерашнего пира, а под столом заднего плана виден пробуждающийся, вероятно, оставшийся на поле битвы, тоже кавалер, но из таких, которые пристают с паспортами к проходящим. Талия кухарки не дает право хозяину иметь гостей лучшего тона." На академической выставке 1848 года картина стала сенсацией. Публика юмор оценила, а цензоры нет. Они сочли, что орден изображен "непочтительно", и художник издевается над чиновничеством. С данной картины было запрещено делать литографии. Надо заметить, что доход с продажи литографий (к концу 19 века еще и открыток) было существенной прибавкой к бюджету художников. Запрет больно ударил по карману Федотова. Крамольную картину пришлось продать коллекционеру Прянишникову за 500 рублей, хотя до этого тот предлагал вдвое больше.

В. Г. Перов "Сельский крестный ход на Пасху в Курской губернии" (1861) Государственная Третьяковская галерея
В. Г. Перов "Сельский крестный ход на Пасху в Курской губернии" (1861) Государственная Третьяковская галерея

На картине Перова изображен не сам крестный ход, который происходил вокруг церкви, а так называемые "славления". Доходы у сельских церковнослужителей были небольшие. Они жили за счет платы за церковные требы (ритуалы) и на пожертвования прихожан, поэтому были рады любой возможности подзаработать. Уже после завершения "официальной" части торжества они отправлялись со "славлениями" от дома к дому, а хозяева должны были их благодарить. Угощали таких гостей охотно, а вот давать деньги хотели не все. В итоге участники процессии часто напивались. Художник изобразил неприглядную правду жизни, и церковь такую "честность" не оценила. Академия художеств выставила полотно на своей выставке, но по требованию Синода должна была его снять. П. М. Третьяков почти сразу "Крестный ход" купил и выставил в своей галерее. Но и оттуда его пришлось на время убрать. Мнения зрителей разделились. Одни считали Перова правдорубом и борцом с социальной несправедливостью, другие - критиком, покусившимся на общественные устои.

Н. Ге "Тайная вечеря" (1863) Государственный русский музей
Н. Ге "Тайная вечеря" (1863) Государственный русский музей

Казалось бы, с таким сюжетом как тайная вечеря оскандалиться трудно. Тем не менее работа Ге вызвала резонанс. Художник писал ее во Флоренции во время своей пенсионерской поездки, оплаченной Академией художеств. Работа шла мучительно. Когда результат этих творческих мук был показан публике на академической выставке, картина вызвала резонанс. Художник оказался одним из первых, кто рискнул добавить библейскому сюжету "человечности" и бытового реализма. Понравилось это далеко не всем. Известный философ Грот написал о своих впечатлениях так: "Что же <...> можно сказать о картине г. Ге? <...>Он первый из живописцев намеренно отнял у величайшего из мировых событий его божественность <...> Этим он поколебал основание своего сюжета, отчего картина его неверна художественной истине. Такое намерение очевидно во всех частях исполнения, как в главных чертах, так и в подробностях. На лице Спасителя де только все – человеческое, но совершенное отсутствие возвышенности и даже достоинства. Мало того, в нем видна не скорбь преданная, самоотверженная, всепрощающая, а какая-то горечь человеческого разочарования, чтобы не сказать мрачного отчаяния, несовместная не только с подвигом всей его жизни, но и с последними беседами его <...> Соответствует ли наружность апостолов <...> типам людей избранных? Неужели надо было художнику упростить до грубости такие типы, потому только, что они вышли из народа? Необходимы ли были всклокоченные волосы, растрепанные бороды, чтобы выразить их простое происхождение? <...> Отчего же, возразят нам, картина г-на Ге произвела на иных благоприятное впечатление и возбудила столько толков? Нам кажется, что на это есть две причины. Первая та, что художник обладает несомненным талантом, который, к сожалению, проявился только в механизме художества <...> Вторая же причина толков о картине та, что художник сумел угодить ходячим современным идеям и вкусам, что он в своей картине воплотил материализм и нигилизм, проникший у нас всюду, даже в искусство". Известный публицист М. П. Погодин тоже был возмущен: "Нет, это не тайная вечеря, а открытая вечеринка. Несколько человек евреев только что оставили трапезу. На столе чаши и хлебы, на полу сосуды. Двое поссорились. Один (главное лицо картины) выходит с каким-то дурным намерением или даже угрозой. Другой задумался о происшедшем, в недоумении. Божественного в лице у него нет ничего. Прочие в испуге. Они боятся, кажется, как бы не случилось чего, но не имеют силы остановить уходящего". Писатель И. А. Гончаров, наоборот, картину хвалил: "Мы со своей стороны склоняемся видеть в новых опытах изображений из священного писания г. Ге и других желание приложить к этим изображениям начала художественной разумной критики, уйти из-под ферулы условных приемов исторической школы и внести в последние свою долю реализма - конечно, не в область разума и чувство веры, а в чувственные проявления ее в символах - лиц, (исторических) событий, быта, то есть того, что может быть только доступно пластическому искусству, к чему были уже попытки и у старых мастеров. Где же тут ужасное преступление в атеистических покушениях на чувство и разум веры? Художественная правда есть прямая цель искусства, как правда историческая есть цель историка археологии". На этом история не закончилась. Через три десятилетия Ге опять попал в религиозно-художественный скандал.

Н. Ге "Что есть истина?" (1890) Государственная Третьяковская галерея
Н. Ге "Что есть истина?" (1890) Государственная Третьяковская галерея

Картина "Что есть истина?" вызвала еще больше возмущения. Многим не понравилось, что фигура Иисуса находится в тени и выглядит невзрачно на фоне Пилата, озаренного светом. Стараниями чиновников и Синода картину сняли с выставки передвижников и еще долго критиковали.

И. Репин «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1883 - 1885)
И. Репин «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1883 - 1885)

Но самой скандальной картиной в российской живописи стал "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года". Считается, что замысел у художника возник в 1881 году после убийства Александра II, на что якобы указывает дата. Сам художник утверждал, что, путешествуя по Европе, поддался моде на "кровавые" картины. Моделью для царя послужили художник Мясоедов и композитор Бларамберг. Мясоедов отличался склочным и тяжелым характером и, по свидетельствам современников, сам издевался над своим внебрачным сыном. Историки и в то время спорили, убил ли царь своего сына (сейчас пришли к выводу, что нет). Императору Александру III картина категорически не понравилась, и ее запретили к показу. Через три месяца заказ все-таки сняли. Картина страдала от нападений вандалов.

#картина #живопись #искусство #художник #история