Найти тему

США заходят в тыл Кремля: Россию отрезают от союзников

Кот вылез из мешка, мыши играют в мяч - в контексте геополитической ситуации в бывших советских республиках Центральной Азии и Кавказа эту известную поговорку можно перевести примерно следующим образом: В то время как русский медведь полностью поглощен ситуацией на Украине (или, говоря в духе времени, на территории, которую Москва признает Украиной), "дикие животные" в некоторых других бывших советских республиках находятся в состоянии не слишком заметной политической суматохи.

Всем известно, что отделение от Москвы - это идея, которая относится к категории абсолютно бесполезных и крайне маловероятных. Однако никто не хочет быть полностью солидарным с решительными действиями Кремля в Европе: США очень четко и убедительно показали, что они полностью намерены применить вторичные санкции к тем, кто осмелится слишком близко подойти к Москве.

Но США не довольствуются только размахиванием палкой. Вашингтон не менее активно использует политический пряник, называя нынешних официальных союзников России друзьями.

Самым известным недавним примером таких действий США стал визит в Ереван Нэнси Пелоси, спикера Палаты представителей. В 2022 году эта женщина активно выступала в роли глобального разрушителя. Все помнят ее недавнюю поездку на Тайвань, которая еще может оказать весьма негативное влияние на судьбу мира. Если миру удастся справиться с украинским кризисом, то он, скорее всего, столкнется с военным кризисом на этом непокорном китайском острове, который Пелоси подогревает.

В Ереване представитель США в элегантном заявлении выполнил более локальную задачу по отделению Армении от России: Вашингтон готов "прислушаться к потребностям Еревана" в сфере обороны.

Конечно, не исключено, что госпожу Пелоси отчасти "размазывают" и что она заинтересована не в широких геополитических целях, а в завоевании голосов американских избирателей накануне важных выборов в Конгресс. Оценки численности армянской диаспоры в США сильно разнятся: от полумиллиона до двух миллионов человек. В любом случае, это значительная цифра.

О чем мы говорим? У Нэнси Пелоси были все возможности решить сразу две проблемы - геополитики и партийной политики - и она ими активно воспользовалась.

К счастью, президент США пока не посетил Центральную Азию. Напротив, с чисто церемониальной точки зрения, этот сентябрь был полон событий, которые продемонстрировали прочность партнерства Москвы со странами региона.

Некоторые новости с официального сайта Кремля. "Лидеры двух стран подписали Декларацию о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан". "Владимир Путин обсудил ситуацию на границе между Кыргызстаном и Таджикистаном в телефонном разговоре с президентом Кыргызстана Садиром Япаровым и президентом Таджикистана Эмомали Рахмоном. Владимир Путин призвал обе стороны воздержаться от дальнейшей эскалации напряженности и предпринять шаги по скорейшему урегулированию ситуации исключительно мирным, политико-дипломатическим путем, а также подтвердил готовность России оказать помощь."

Дела идут как обычно, верно? Думаю, нет.

Совместное заявление - это особый "тип" дипломатического документа, который позволяет сторонам выразить свои намерения, но не дает твердых и конкретных обязательств.

Еще более "интересным" является спор между Душанбе и Бишкеком. Когда в конце 1992 года новый глава государственного сельского хозяйства Эмомали Рахмонов (впоследствии Рахмон) был избран президентом Верховного Совета Таджикистана, тогда высшей должности в республике, он стал самым молодым членом неформального "клуба" глав государств региона. Сегодня, однако, среди членов этого "клуба" есть только один Рахмон: Ниязов и Каримов мертвы, а Назарбаев отошел от активной политической жизни.

По данным информированных источников, президент Таджикистана считается самым опытным и авторитетным политиком в регионе, что является большой аксиомой. Эмомали Рахмон решил "расставить ловушку" для молодого лидера Кыргызстана Садира Джапарова, используя "слово старшего" как закон в Центральной Азии: заставить его пойти на односторонние территориальные уступки.