Не только из-за зарплат и жилплощади. Но обо всем по порядку.
"Мы видим, что за последние 10 лет средний возраст наших мам увеличился с 27 лет почти до 29 лет. И это во многом снижает еще количество рождений", - сказал глава Минтруда А. О. Котяков года так два назад. Еще до этого Т. А. Голикова предсказывала сдвиг возраста материнства к 30 годам. Ситуация не поменялась. Почему же женщины не рожают в 20-25 лет? Или вообще в 18?
Что ж, не хотеть могут не только женщины, но и мужчины. И не хотели задолго до начала нашего века. Все из-за срока экономического созревания.
Каждый человек хоть раз слышал выражение «встать на ноги» или его аналог. Это – то, что, взрослея, должен сделать каждый, в независимости от пола, расы, социального положения и прочего. То есть, экономически созреть.
Экономически зрелый человек может прокормить не только себя, но и пару иждивенцев. При этом его доход – стабилен, по крайней мере, в условиях, в которых он живет. Такой человек может завести ребенка.
Широко известно, что раньше дети в крестьянских семьях начинали помогать родителям лет так с семи. Это была не просто помощь, так они обучались семейному делу.
Дети ремесленников отдавались в ученики, потом в подмастерья. Знатных детей с детства обучали воевать.
Да, вышеуказанное относилось к мальчикам. Знатные женщины воспринимались скорее как средство производства. Но девочки из сословий пониже работали не меньше мужчин, просто в доме и учились у старших женщин в семье.
Годам к двадцати человек уже полностью осваивался в своей роли. Порой и раньше, если посмотреть на возраст вступления в брак. Так, в России до времен Петра I применялось церковное поучение: «Всякому родителю подобает сына своего женить, когда будет возрасту ему пятнадцать лет, а дочери – двенадцать».
В древности, однако, так не было. Спартанцы женились, отслужив в армии, что, по оценкам исследователей, происходило лет так в тридцать. В законах Ману, а точнее, п. 94 главы 9, можно увидеть такое: «Тридцатилетний мужчина пусть берет нравящуюся ему двенадцатилетнюю девушку, а двадцатичетырехлетний – восьмилетнюю; когда же исполнение дхармы терпит ущерб – немедленно».
Девочки, даже низкого происхождения, были в первую очередь будущими матерями, а уже потом работниками. Поэтому веками выдавались замуж заранее, до первой менструации. Таким образом, если через девять месяцев после супружеской близости жена рожала, значит, ребенок точно был от мужа. Иначе семья мужа гадала, не было ли чего и с кем до свадьбы. Такая мнительность – вовсе не неуважение к женщинам, она – последствие страха перед мужчинами. Расцвет патриархата – это запрет девушкам говорить с мужчиной не из своей семьи, потому что даже гость в доме рассматривался как потенциальный насильник.
Женихи, как кормильцы, должны были быть экономически зрелыми. В древности, как видим, таковыми считали как раз возраст двадцать-тридцать лет. После Средних веков пошла централизация. То есть, стало меньше междоусобиц. То есть, условия для торговли и производства стали лучше. При этом высокая смертность никуда не ушла. Нужно было много детей.
Вот и женили рано. Даже если сам юноша не смог бы прокормить детей, его семья смогла бы. Не случайно брак организовывали родители.
В наше время дети рождаются полноправными гражданами что в браке, что вне брака. Также не имеет значения, работают родители или нет. Или есть ли они вообще. Система публичного образования и опеки позволяет любому вырасти экономической единицей.
Однако большинство родителей для того, чтобы обеспечить себе и детям достойное существование, должны быть экономически зрелыми. Сколько времени на это уходит у современного человека?
Детский сад – это дошкольное образование. Такие навыки, как чтение, счет, а порой и иностранные языки обычно даются в подготовительных группах, так что будем считать только их. Далее – девять лет школьного образования. Итого – десять лет на общее образование. По результатам которого мы не получаем работника определенной профессии, мы получаем человека, который делает выбор.
Он может выбрать пойти в колледж, училище или вернуться в школу. Добавляем два года к десяти, которые уже имеем.
Квалифицированного специалиста мы на выходе не получим. Нужен еще опыт. Современное образование строится на теории, а не на практике. А большинство профессий требует еще и высшего образования. То есть, еще от четырех до шести лет. Если плюсом не потребуются магистратура и аспирантура.
И в течение всего этого времени человек может передумать и заняться чем-то другим. И профильное образование придется получать заново.
Итого, процесс образования может занимать до двадцати лет. Даже если он прошел на пару годов быстрее, он так долог, что сейчас люди в возрасте 20-25 лет по экономической зрелости равны…
Средневековому подмастерью в последний год обучения. Даже не юному мастеру, потому что мастер может вести свое дело, а современный молодой специалист после института – нет.
Современный человек возраста 22-25 лет = средневековый подросток.
И заметьте, если женщина родит до получения образования, то «вставать на ноги» она будет еще медленнее. Может, на пару месяцев, а может, на пару лет.
Действительно, почему современная молодежь не часто хочет заводить детей до двадцати пяти, а то и до тридцати лет?
Означает ли это, что сословная система лучше? Вряд ли кто-то из нас согласился бы лишить себя и своих потомков свободы выбора ради одного занятия для всех. Цивилизация несется вперед, потому что таланты больше не ограничены сословными рамками (а классовые не настолько жестки). Просто эта свобода требует платы.