Не надо быть приверженцем какого-либо из вариантов, надо подбирать вариант под конкретные цели и задачи, а может быть и микс из вариантов! В конце будет описано моё любимое комбо, крайне ЭФФЕКТИВНОЕ :)
РЮКЗАК ДЛЯ ПЕШЕГО ТУРИЗМА – обычно объёмом +/- 70 л. Самый, наверное, редкий вариант, хотя я несколько раз в походах сталкивался с приверженцами данного направления. Его везут, либо на спине, либо на багажнике.
Эффективно использовать там, где много пеших участков (особенно перевалов). Удобно проходить досмотры на вокзале и переносить через препятствия. Полезен в автономных походах.
Из минусов: нагрузка на спину или багажник, более низкий уровень проходимости из-за высокого центра тяжести смещённого назад, плохая аэродинамика.
ВЕЛОШТАНЫ – монорюкзак объёмом +/- 70 л. Самый часто используемый вариант до возвращения эпохи байкпакинга.
Хорошо подходит любителям комфорта и экспедиций – можно много всего взять. Были случаи, когда участник вёз 2 спальника и сковородку со стеклянной крышкой. Удобно проходить досмотры на вокзале и переносить через препятствия, полезен в автономных походах. Низкий центр тяжести, что положительно сказывается на прохождении спусков (кроме техничных).
Из минусов: тяжелее ездить в подъёмы (весь вес на заднем колесе), плохая аэродинамика, частые поломки багажника. Отсутствие защиты от воды (чехол-накидка от дождя помогает только при слабом дожде), при сильном дожде чехол будет промокать, а с колеса будет заливать штанины.
БАЙКПАКИНГ – много сумочек + может быть заплечный рюкзак на 10-20 л. С байкпакинга и начался велотуризм. Изначально снаряжение просто приматывали к раме, рулю, вилке, багажнику. Сейчас уже шьют специальные сумки. Глеб Травин ещё 100 лет назад путешествовал с данным вариантом перевозки снаряжения.
Отлично подходит гонщикам и любителям быстро и много ездить – улучшает аэродинамику, улучшает проходимость за счёт более равномерной развесовки снаряжения по велосипеду, уменьшает общий вес и возможность поломки багажника ввиду его отсутствия. Также можно легко достать водонепроницаемый комплект сумок.
Из минусов: досмотры на вокзале и переноска, необходимость помнить местоположение содержимого в сумках, ежедневная трамбовка снаряжения при сборах, неудобство в доступности к содержимому сумок.
Обычно говорят, что байкпакинг способствует уменьшению объёма снаряжения. Нет, это не так! Если вы осознанно не пришли к философии ультралайта (отказ от комфорта в угоду более лёгкому и быстрому перемещению), то байкпакинг приведёт лишь к увеличению количества различных сумочек на велосипеде, что превратит ваш велосипед в хламовоз и уничтожит практически все плюсы байкпакинга, добавив минусов. Если же вы приняли философию ультралайта, то вы сами придёте к байкпакингу.
ЕВРО ВАРИАНТ – 2 багажника (перед и зад), 4 сумки.
Отлично подходят любителям длительных путешествий с комфортом по хорошему покрытию без наличия техничных участков. Обычно идут герметичными со 100-процентной защитой от воды.
Из минусов: вес, наличие двух багажников (больше возможных поломок), на плохом покрытии от вибрации могут сломаться пластиковые крепления сумок, дорогие.
КОМБО – сочетание нескольких вариантов перевозки снаряжения. Я регулярно использую различные варианты и комбинации из них
Велоштаны малого объёма + байкпакинг – комфортный вариант путешествия с более эффективной развесовкой снаряжения по велосипеду, что также уменьшает нагрузку на багажник.
Евро вариант + байкпакинг или велоштаны или велоприцеп на одном или двух колёсах – если вам надо перевезти очень много снаряжения (пример: путешествие с детьми или длительный автономный поход) или не хочется использовать багажник.
Рюкзак для пешего туризма 30-40 л с крышкой на скрутке на багажнике + байкпакинг – хорош при наличии пеших перевалов.
Мой комплект включает: рюкзак для пешего туризма на 40 л (я скручиваю до 30 л) + багажник + нарульная система с гермомешком на 9 л + две нарульных кормушки по 1 л каждая. Примерно так ещё 90 лет назад путешествовал Глеб Леонтьевич Травин!
Имеет единственный минус – наличие багажника (лишний вес).
Из плюсов:
- быстрая установка и снятие;
- максимальное удобство в переноске;
- удобство в прохождении досмотров;
- отлично защищён от воды (можно убрать рюкзак в пакет);
- удобный доступ к вещам;
- спина не загружена;
- высокая проходимость за счёт равномерной развесовки снаряжения;
- хорошая аэродинамика;
- регулируемый объём за счёт крышки скрутки (на пеших участках можно гермомешок из нарульной системы положить в рюкзак);
- автономность до 5 дней без потери в вышеперечисленных плюсах!
Пишите свои варианты перевозки снаряжения в комментариях, недостающие внесу в статью. Также можете добавить плюсы и минусы того или иного варианта перевозки.