Вы, наверное, видели инициативу от издательства "Bubble", которая изначально выглядела сомнительно, ведь комиксы по фильму, а не наоборот, уже звучит как-то не очень. Одну из последних инициатив такого рода помню, следите за руками: комикс по фильму "Обитаемый Остров", который в свою очередь был же экранизацией книги, на минуточку, двухтомника. Звучит как извращение. Так вот, я думала, что тут тоже будет пересказ фильмов и перерисовывание иконических кадров. Ан нет! Под обложкой обнаружился сборник фанфиков, я не шучу. К тому же, фанфиков плохих и пустых, как обертка от конфеты.
1) Рассказ про мальчика, который вдохновлен фильм "Брат", эпохой 90-х и пытается поступать так же. С моралью о том, что методы Данилы устарели:
2) артхаусная предыстория про Круглого - откуда он знает свои поговорки-присказки (спойлер - от деда);
3) вставная история про кондуктора трамвая из эпизода "не брат ты мне, Г.Ч."
4) предыстория про Виктора Багрова, где оказывается, что злоключения всей семьи идут аж 77-го года, потому что батя сидел, потом Виктор пошел служить, попал в Афган и не воевал там, вы не подумайте, а воровал, ну и как-то всё пошло по накатанной. Такой агитки, собравшей все штампы типичных фильмов про "Рашку-говняшку" я давно не видела:
5) совсем артхаус, где банда Круглого убивает почему-то космонавта (в отражении убийца видит самого себя, надо же, как глубоко! нет);
6) недо-артхаус и пародия на "Бегущего по лезвию", где просыпается Данила в будущем, а вокруг одни клоны. Тут смысл и мораль не найдены;
7) продолжение фильма про то, как Виктор Багров вернулся из Америки и ищет брата, а находит актера похожего на себя, и вообще всё как будто в нашей реальности происходит. Смысла нет, но есть претензия на артхаус и саркастичные ремарочки:
8) бессмысленная зарисовка, где показано что Данила соврал что он был писарем, а на самом деле воевал в Чечне и брал Грозный (показано картиночками, не сюжетом);
9) продолжение про то, что у проститутки Даши всё хорошо, она бабушка с милыми внучками, следит за районом и приносит на могилу погибшему Даниле цветы;
10) продолжение про Немца и их стариков с кладбища с кроссовером с нашим миром и финальной моралью:
О чем хотелось бы поговорить в связи с, так сказать. В последнее время всплывает постоянно в инфополе одна интересная тема: про разрушенные связи между эстетикой и смыслом. В нашем либерально-постмодернистическом мире такое ощущение, что эти связи разбивались намеренно. Ну вот это всё: мрачная готесса на самом деле не в депрессии, да и не мрачная она вовсе, просто любит человек черные шмотки и тяжелый макияж; люди с нашивками СС "Мертвая голова" вовсе не нацисты, они любят историю и эстетику Третьего Рейха, и форму Hugo Boss, а Церковь Сатаны конечно же не поклоняется Сатане, просто там тусуется народ, который ээээ... любит козлов? Штука интересная и может использоваться в многих местах по разному. Где-то людям эстетика заменяет убеждения. В море бессмыслицы и разрушенных связей можно с успехом спрятать и по-настоящему наполненные смыслом ритуалы. Например, успешно спрятали такого геополитического игрока, как Ватикан - подумать только, какие-то смешные дядьки с замшелыми ритуалами, а с Папы Римского вообще песок сыплется, ну на что они могут влиять. Или наше любимое, про монархию в Великобритании - да королева и все эти принцы только для вида, для пиара и денег от туристов! И так далее.
Короче, многофункциональная вещь, которая завела культуру в интересное место, где мы все смотрим друг на друга и не можем понять как же так, мы же читали одни и те же книги (ну, плюс-минус лапоть), смотрели одни и те же фильмы, что же произошло. А произошло вот что: многие смотрят на Брата 1-2 и видят только эстетику, не понимая сути фильма, страшась в эту самую суть заглянуть. Некоторые заглядывают и понимают - и в ужасе отшатываются, потому что им кажется, что это поперек всего, чему их учили (кто учил, кстати, ну, ну?). Балабанов бесспорно великий режиссёр, а Бодров сильный харизматик, в случае их совместной работы случился пресловутый эффект синергии и "Брат" немного выше того, что они оба в этот фильм закладывали. Так бывает - признак великого произведения. И как всякое великое произведение, разным слоям общества оно нравится за разные вещи. Часть людей нутром чует почему Данила - Герой, с большой буквы, а еще классический русский герой. Это такая культурная матрица, которая легко считывается населением. А у людей, у которых эта культурная матрица разрушена постмодернизмом и глобализмом, но фильмы всё равно цепляют - эстетикой, красотой кадра, юмором диалогов, неожиданными поворотами сюжета, харизмой Бодрова, - начинает что-то сбоить в голове. Помните интервью с милым Антоном Лапенко? "Фильмы хорошие, но Данила не положительный герой. Почему? Он людей убивает!". Да что ты говоришь, котик. Или фильм Юрия Дудя про Балабанова, где он старательно пытается узнать к чему была фраза про гниду и как Балабанов относился к евреям (но трусливо обходит вопрос про Севастополь, бгг). И вот эти люди начинают тыкаться мысленно во все углы, потому что фильм-то им понравился! А раз понравился, а другим людям он понравился по-другому, то другие люди что-то не то там углядели. Изначальный смысл произведения отторгается, сермяжное и легко понимаемое простым народом "сила в правде" заменяется на "правда у каждого своя" (эта фраза есть в одном из комиксов). По постмодеринистической логике так и есть: истины не существует, у каждого свой маленький мирок со своей правдой, чувства каждого важны... Бла-бла, ну вы поняли. И что же остается, когда отвергается смысл произведения? Только эстетика.
Комикс-проект этот как нельзя успешно иллюстрирует проблему разомкнутости связи между смыслами и эстетикой. Очень заметен, пожалуй, самый главный эффект: никто не заботится производством новых смыслов, все паразитируют на старых, истрепывая их в пыль, при этом доводя до совершенства картинку. Мы видим это всюду. И бесконечные сиквелы даже самых древних фильмов, новые фильм - красивые, но пустые, или вот такие сборники, использующие ностальгию, чтобы продать ничто в красивой обертке. По отдельности всё это вроде бы малое зло, да и не зло вовсе, а такое - злишко, но оно везде. Чтобы найти интересную идею, нужно днем с фонарем ходить, как философы-безумцы встарь. Зато картиночка красивенькая, чего вам всем еще надо?
#кино #Bubble #комикс #смыслы