Что нам говорят каратисты о ката? «Ката – это очень важно, ката – это душа, основа каратэ, без ката не может быть каратэ, ката сосредоточена вся техника каратэ…»
Что на это сказать? Да ответ элементарен: «Ката – это совершенно не важно, ката не имеет никакого отношения к сути каратэ, в ката нет техники».
Чем отличаются эти два противоположные направления утверждений? Ничем! Это просто словоблудие, которое ни о чем не говорит, ни к чему не ведет.
Это я к тому, что утверждение о том, что ката – это суть каратэ такое же, как у нас в Таиланде сказать, что тараканы во фритюре очень вкусные. Кстати рекомендую, но я сам такое не ем.
Поэтому я пойду другим путем. Я буду объяснять, что такое ката в конкретике. Ну, по крайней мере, к этой конкретике я постараюсь максимально приблизиться.
Итак, ката имеют четыре уровня, четыре ступени, если идти последовательно.
Первая ступень - это Шаги мастера. Вот на ней мы сейчас и остановимся. Собственно, все не так сложно. Ката каратэ и таолу у-шу – это Шаги мастера. «А я любимого узнаю по походке» - слова известной песни. Самая эффективная система распознавания человека – по походке, а не по лицам. Лицо изменить можно, походку нет. Нападут на вас хулиганы на улице или нет, во многом определяется именно вашей походкой.
Я отчётливо понимаю, что большинство читателей сейчас никак не осознает, что же такое походка, и почему суть ката в создании определенной походки. Это я сказал для тех, кто теме. А для остальных мы пойдем более длинным путем понимания.
Что такое ката на чисто физическом уровне? Это просто определенная последовательность движений. Но какая последовательность? Последовательность основных движений.
Вот у нас есть дерево. Дерево – это, прежде всего ствол, без ствола дерева не будет. Далее дерево – это ветви. Затем – это веточки, последний рубеж – листья. Всего четыре уровня. Ствол, ветви, веточки и листья. Техника любого стиля также состоит из этих четырех уровней. Вернее, должна состоять.
Что такое ствол? В движении человеческого тела – это плечи, бедра и само тело. Плечи – это движения плечевых суставов, бедра – бедренных. Тело – в основном это перемещения тела в пространстве (в горизонтальной плоскости) и старт для движений рук и ног (бедра и плечи).
Ветви – движения рук в локтевых суставах, ног – в коленных суставах. Для тела – движения в вертикальных плоскостях (уклоны).
Веточки – движений рук в кистевых суставах, ног – в голеностопных суставах, для тела – движения головой при неподвижном корпусе.
Листья – движения пальцами рук, движения пальцами ног, вибрация тела. Листья – самая сложная в понимании и применении техника. Довольно тяжело представить себе, как действовать только пальцами при неподвижной руке. Тем не менее – это возможно. На ногах еще все сложнее. В чистом виде пальцевой техники ног не существует. Но на уровне веточки-листья – она есть. На инструктажах по кунг-фу нам показывали и объясняли технику пальцев ног, но я, к сожалению, ее освоить не смог, во многом из-за «телосложения» пальцев и элементарной лени. Что-то освоил только частично, очень ограниченно.
На уровне тела листья – это умение амортизировать удары противника и умение соскальзывать с них. Таких приемов много в Русском стиле, но их немало и в стандартном у-шу.
Нам понадобится еще одно сравнение. Знаете, есть магистральные трубопроводы, а есть разводка труб по дому. Есть простые автомобильные дороги, а есть скоростные магистрали, автобаны.
Так вот, ката должна строится по магистральному принципу, в первую очередь, по принципу ствола дерева. В кату включаются прежде всего основные виды движений. Второстепенных среди главных быть не должно! Почему? Потому что при многократном повторении ката второстепенные движения будут выходить в ранг магистральных. Это будет негативно сказываться на отработке магистральных и в тоже время испортит комплекс второстепенных движений, суть которых – это вариативность действий.
В итоге – ствол стиля – магистральные движения – это плечи, бедра и тело. Хотим мы или не хотим – кисть руки не сможет двигаться без плеч. Основа ката – это магистраль.
Вот тут должно быть очень правильное понимание.
Каждая ката должна иметь свою конфигурацию. Это форма фигуры. Какие фигуры мы знаем? Куб, тетраэдр, октаэдр и прочее. На плоскости – это шестиугольник с шестиконечной звездой внутри, пятиугольник со звездой внутри. Короче подобных фигур много.
Ката строится по принципу прокладки магистралей, которые образуют определенную фигуру-структуру в итоге, определенный узор, так сказать.
Сейчас начинается отопительный сезон, и мы попробуем понять ката на принципе системы отопления. Пусть у нас есть какой-то городок. И есть ТЭС, которая его отапливает. ТЭС – в данном случае – это боец. От ТЭС по всему городу идут магистрали теплотруб. Это и есть заданные «дороги» основных движений. От магистралей отходят магистральные трубопроводы по-меньше, они заходят в дома, и внутри их идут по подвалам. Это ветви дерева. Дома – это противники. Внутри домов из подвалов идут стояки системы отопления по этажам. Это веточки, работа внутри пространства противника. Ну, а на конце этой системы – радиаторы. Это листья ближнего боя.
Понимаю, что довольно заумно для некоторых. И чтобы повысить уровень заумности, скажу сразу вещь простую охренительной сложности. Вокруг вас 5 противников. Что делать? Не драться! Вы должны крутить ката! Не-е-е. Не те ката, которые в каратэ на соревнованиях показывают. Ваша задача проложить силовые линии структуры, по которым будете двигаться вы и противники. Вот эта структура силовых линий – и есть ката. Настоящая ката, а не те танцы, которые старательно демонстрируют все: от ученика до мастера.
Но вернемся на простую грешную землю. Магистральные трубопроводы имеют важное свойство. Они в большинстве случае замкнуты на источник, а если не замкнуты, то замкнуты через маленькие трубы.
Логика проста. В ката не должно быть стопорящих магистральных движений. Тот же Шотокан. Шаг вперед в Дзенкутсу-дачи с ударом тсуки. Это магистраль, все норм. Но дальше разворот на 180 градусов, и опять шаг вперед с ударом. И вот тут мы кату просто похоронили. Магистраль не работает на принципе туда-сюда. Магистраль как и дерево всегда движется только в одну сторону, нет возврата. Это автомобиль. Вы можете развернуться по некой траектории, но не можете, двигаясь вперед, вдруг резко сдать назад. Конечно, если вам дорога коробка передач.
Ката – прежде всего это узор магистральных движений от противника к противнику. Но как только мы приближаемся к противнику, входим в его пространство – срабатывают ветви, виточки и листья. В ката не должно быть только магистральных движений – иначе результат будет ни о чем. Противника надо поражать и добивать.
И тут сразу проблема вырисовывается. Магистральные трубопроводы никогда не обрываются просто на ровном месте. Их задача – это обеспечение разводки по дому, а не просто собственное существование. Аналогично – ствол дерева не существует сам по себе, даже у бамбука есть листья.
Так вот. Основная проблема всех ката каратэ – это обрыв магистрали на ровном месте. В ката, если вы делаете шаг к противнику, противника надо добить, а не поворачиваться к другому противнику, не завершив начатое с первым. К сожалению, каратэ изобилует подобными эпизодам «недобивания».
Логика у ката проста. Вы защищаетесь, контратакуете, атакует противника магистральной техникой, которая в конце должна доходить до листьев, чтобы гарантированно вывести противника из строя. Задача – выводить противников из строя, а не балет демонстрировать.
К сожалению, основные ката каратэ как и таолу у-шу этого не показывают. Они заточены на какие-то технические элементы, которые далеки от реального боя, а потому наносят скорее вред, чем пользу конкретному стилю БИ.
Итак, ката – это последовательность движений, последовательность основных движений, на которое накладываются «ветви, веточки и листья».
Но есть еще один очень важный момент. После того, как мы выбрали основные движения и определились с иерархией движений – самое время разобраться с координацией. У человека 7 точек координации. Это две руки, две ноги, голова, плечевой пояс, пояс бедер. Координация – это система взаимосогласованных действий между ними. Пример прост. Боксерская двойка – левой-правой, правой ногой в пах, левым коленом по печени, головой – в зубы. Смысл координации в том, чтобы правильно и методично сочетать 7 основных точек координации.
Из основных движений и координации – выбирается последовательность движений ката. У каждого стиля БИ своя система координации. Но должен сразу сказать, что есть система универсальной координации.
После того, как мы разобрались с основными движениями в ката, нам предстоит придать им некое важное качество. И этим качеством является тонус. Тонус – это готовность мышц к действию. Человеческое тело двигается на основе системы напряжений и расслаблений. Одни мышцы напрягаются, другие расслабляются. Любое движение – это переход от напряжения к расслаблению. И обратно
Среднее состояние между напряжением и расслаблением – это тонус. Что такое тонус? Это нервное напряжение мышц. Сами мышцы могут быть расслаблены, но нервная система напряжена и любой момент отдаст команду на напряжение-расслабление. Задача ката – это создание тонуса за счет длительного напряжения нервной системы мышц и самих мышц.
Для тонуса важна установка баланса сил – это методы создания исходных напряжений, создания потенциалов, которые будут использоваться в движении. Баланс сил - это то, что расслаблено, и что напряжено. Скажем так, это некая картина карта напряжения человеческого тела.
Суть в том, что исходное напряжение и баланс сил – они задают движение. Именно этот момент и понял Микио Яхара, когда создал свое кратэномичи. Кстати, читатель канала cissi-laif тоже до этого дошел собственным путем, собственным развитием. Что уникально.
В далеких 80-х, когда я заинтересовался Шотоканом, то первое, что вынес из этого стиля – это была именно работа с напряжениями, до этого я на нее внимания не обращал. Суть напряжений в том – что это потенциальная энергия. Если напряжение сбросить, оно превращается в кинетическую энергию, то есть в движение.
Вот из личного примера. У нас на тренировках основная работа была – это с опущенных и расслабленных рук. Но так ли они были расслаблены? Перед этим была работа некая. Одно из упражнений – совершенно простое. Ну, берем и крутим руками в вертикальной плоскости, как это делают, например, в ураганном стиле у-шу. Сначала просто крутим, а потом вам дают в руки гири 16 кг. И теперь надо крутить руки мельницей, причем вытянутыми руками, распрямленными, но только уже с гирями. Крутить гирями, когда руки впереди идут сверху вниз – задача простая. А вот когда снизу вверх – то это адский ад. Никому не советую, тем более, что это опасно.
После этого, не важно, в каком месте и каком состоянии положении находится рука. Это противник думает, что руки опущены. Он просто не понимает, что ваши руки в опущенном состоянии давно уже подняты.
Так вот. Тонус устанавливается системой напряжений тела, которые выполняются в процессе исполнения ката, о чем я уже сказал выше.
На этом пока остановимся, а то статья растет как дрожжи в размерах. Дальше о ката продолжим в других статьях.