Продолжение, начало:
Из России Диего вернулся с убеждением, что только Троцкий достоин быть идейным наследником Ленина. Исключение из коммунистической партии только укрепляет его решимость.
В 1931 году светская львица и филантроп Эбби Олдрич Рокфеллер приглашает Диего в Нью-Йорк и заказывает ему картину.
Эбби была поклонницей творчества Диего и женой Джона Дэвисона Рокфеллера-младшего, первого в мире человека, сколотившего состояние в один миллиард долларов. Это случилось 29 сентября 1916 года.
Отец Эбби Нельсон Олдрич занимал пост сенатора, был лидером республиканской партии и другом другого банкира с Уолл-стрит - Джона Моргана-старшего, имевшего большие интересы в Мексике.
Благодаря отцу она с юных лет вращалась в высших политических кругах. Вернувшись из путешествия по Европе, Эбби знакомится с Джоном Рокфеллером.
Они начинают гулять по воскресениям, пока в 1901 году не поженились. Их свадьба становится главным событием светской жизни Золотого века.
В 1929 году Эбби приходит идея создать Музей современного искусства. Вместе с двумя подругами она открывает музей на Пятом авеню Нью-Йорка.
Муж Эбби не одобряет это предприятие, и ей приходится немало потрудиться, чтобы изыскать средства на содержание музея и приобретение предметов искусства.
На пост директора музея она приглашает историка искусств Альфреда Барра, а сама становится казначеем музея.
Получив приглашение Рокфеллеров, Диего и Фрида прибывают в Нью-Йорк.
Диего продает Эбби 45 своих акварелей, нарисованных в СССР, за 2500 $ и предъявляет заказчице картину "Соперники".
На картине изображен фестиваль "Лас-Вегас" - праздник, проводимый в мексиканском штате Оахака в честь местных святых покровителей.
Удивительно, но своим именем знаменитый Лас-Вегас в штате Невада обязан мексиканецу Ривере, правда звали его Рафаэлем.
В 1829 году из Техаса в Лос-Анджелес направлялся караван. Под палящим солнцем путники сбились с пути и через некоторое время у них закончилась вода.
Караванщики разбили лагерь и отправили добровольцев в разные стороны на поиски воды. Воду посчасливилось найти Рафаэлю Ривере. Он обнаружил оазис с артезианским источником.
Оазис назвали "Лас-Вегас", что в переводе с испанского означает "плодородные долины". В 1905 году здесь основали город Лас-Вегас.
Эбби хранила эту картину у себя до 1940 года, а потом завещала ее своему сыну Дэвиду. Картина постоянно висела в доме Рокфеллеров.
От своих родителей Дэвид унаследовал пытливый ум, легендарное имя, невообразимое богатство и глубокое стремление к собирательству предметов искусства.
После смерти Дэвида картина "Соперники" в 2018 году будет продана неизвестному покупателю по телефону за 9,76 миллионов $.
Эбби и Альфред предлагают Ривере организовать персональную выставку и изготовить фрески для музея.
Альфред и Диего познакомились в Москве 4 января 1929 года. Будущий директор музея Альфред в 1928 году отправляется в Россию.
Он очарован Москвой, радикализмом "левых", но прежде всего он ищет живописцев. В Москве ему представляют Диего Риверу, они вместе посещают выставки и театры.
Американца очень удивляло огромное количество театров в Москве. Их тогда в столице было двадцать пять, при этом в Нью-Йорке был всего один, а в Чикаго - ни одного.
В музее для Диего выделяют помещение под студию. Работая днями и ночами, он всего с двумя помощниками за полтора месяца создает для выставки восемь переносных фресок.
Выставка открывается 22 декабря 1931 года в самые тяжелые дни Великой депрессии и имеет большой успех.
Фреска "Замороженные активы", весящая 700 кг, вызывает бурное обсуждение в американском обществе.
Картина показывает сговор между капиталом и полицией и указывает, что продолжающееся в стране рабство их общая ответственность.
Нижняя часть фрески - банковский подвал, стальная решетка, перед которой застыл полицейский, охраняющий сейфы. Среди посетителей Диего изображает пожилого мужчину, это сам Джон Рокфеллер-младший.
Посередине - ночлежка для бездомных, где вповалку спят измученные бедняки, за которыми присматривает полицейский.
И словно кладбищенские памятники высятся над ними угрюмые небоскребы Манхэттена.
Ривера вновь оказывается между двух огней.
Местная пресса критикует Диего за дерзкую фреску и его идеи о возрождении индейского искусства – "культуры плетеных корзинок и лоскутных одеял".
Его работы называют "пресными копиями" росписей в Мехико, а меценатов упрекают за то, что те предпочитают поддерживать иностранных художников, а не отечественных.
С другой стороны сталинский Коминтерн осыпает Диего проклятиями, называя его буржуазным прихвостнем.
Американский коммунист и редактор журнала "Новые массы" Джозеф Фримен в марте 1932 года в статье "Живопись и политика (творческий путь ренегата Диего Риверы)" обвиняет Диего в национализме и оппортунизме.
Пылкий Диего не остается в долгу.
В ответ он пишет статью об интеллектуальных лакеях Сталина и о дегенерации российской коммунистической страны.
А тут еще скрывающийся в Турции Троцкий 7 июня 1933 года пишет письмо Диего.
"Дорогой товарищ Диего Ривера!
Я хочу сказать вам несколько радостных приветственных слов…
И только недавно я узнал, что мэтр Диего Ривера и другой Диего, близкий друг левой оппозиции, являются одним и тем же и единственным человеком.
Я не бросаю надежду посетить Америку, чтобы увидеть ваши произведения и поговорить с вами лично… Моя жена вас радостно приветствует.
Весь ваш Л. Троцкий".
Статья бывшего товарища Риверы и письмо Троцкого не остаются незамеченными в СССР.
Продолжение:
Начало книги:
#диегоривера #фридакало #рокфеллеры #троцкий #знаменитыелюди #удивительныефакты #удивительныеистории