Найти тему

Кто додумался скрестить куклу и свечку? Разбираюсь в истории возникновения восковых кукол

Этот материал родился по запросу подруги. Узнав о том, что я рассказываю о куклах на Дзене она написала: «Напиши еще про восковые куклы. Перечитываю «Джейн Эйр» и захотелось понять, как они выглядели».

В самой книге подробностей немного, упоминалось, что в подарок привезли платья и восковую куклу из Парижа.

Если копнуть в историю, то выясняется, что в конце 16-17 столетия в Европе появляются восковые куклы. Обычно так называли кукол с тряпичным или лайковым туловищем (сшитым из тонкой кожи), набитым шерстью или опилками. Восковыми или покрытыми воском у них были только голова, плечи, нижние части рук и ног. Они были прикреплены к туловищу металлическими петельками. Были и детали, состоящие целиком из воска обесцвеченного и цветного, которые содержали различные добавки для усиления прочности.

Воск кажется не самым подходящим материалом для изготовления кукол. Однако, до появления композитных материалов и пластмасс, его активно использовали. Воск давал кукольным мастерам множество преимуществ. Во-первых, восковая голова кукла не разбивалась вдребезги, в отличие от фарфоровых или бисквитных кукол. Во-вторых, материал можно колеровать в красивые и реалистичные оттенки кожи. Наконец, воск может заливаться в формы.

Но, все таки, он достаточно хрупок, его можно поцарапать, да и расплавить не составляет труда, поэтому сейчас восковых кукол сохранилось совсем немного. Однако, таких кукол не так легко повредить, как кажется. Они могут пролежать в тёплом помещении в течение какого-то времени без последствий, так что совершенно спокойно хранятся летом в жаркой комнате. Однако из-за резких изменений температуры поверхность может потрескаться.

Технология создания восковой куклы:

Восковые куклы могут быть сделаны одним из трёх основных способов:

· литьё (в форме);

· воск поверх папье-маше или композитный составной материал (воск на базе из другого материала);

· «усиленный воск» - куклы с головой, часто и с нижними частями рук и ног из воска, литого в форме, но имеющего укрепляющий внутренний слой.

Приемы изготовления восковых кукол были различны: головы и конечности вырезали из твердого воска (таких кукол сохранилось немного), делали из папье-маше с последующим воскованием.

Часто из воска «единым блоком» отливали голову вместе с шеей и бюстом, а также конечности, соединяющиеся с тряпичным туловищем при помощи металлических колечек. Тонко расписанных кукол наряжали в пышные наряды. У первых восковых кукол прически отливались вместе с головой. Впоследствии стали «вживлять» волосы преимущественно из мохера. Глаза вначале рисовали, позже делали из стекла, а в конце 19 века на английской мануфактуре «Люси Пек» Lucy-Peck впервые появились восковые куклы с подвижными, открывающимися и закрывающими стеклянными глазами.

Истоки восковой куклы восходят к эпохе средневековья: в этой технике работали итальянские и испанские мастера, отливавшие восковые фигуры святых, в том числе, предназначенные для обрядов и шествий.

Первые восковые куклы появились в 17 столетии в Италии, а затем в Германии, но особый успех ждал восковую куклу в Англии. Пик славы восковой куклы пришелся на 19 век. В эпоху промышленных революций куклы из воска пользовались широкой популярностью во многих странах. Причина такого громкого успеха крылась в том, что матовая фактура воска придавала теплый и «живой» вид куклам, делая их необычайно приятными на ощупь. В середине 19 века немецкий мастер Карл Мошман запатентовал «подвижных» восковых кукол. У них верхние части рук и середина туловища представляли собой пустотелые матерчатые трубочки, что позволяло легко складывать кукольные ручки, двигать ими, а также сгибать кукол в талии.

Восковые куклы не изготавливались массово, производство такой игрушки было долгим и кропотливым. Над каждой эксклюзивной куклой работало до 70 человек: кто-то делал голову, кто-то глаза, а кто-то прическу. Стоила она дорого, поэтому в целом, как и в Германии, так и во Франции эту продукцию приходилось не более 5 процентов всего объема производившихся кукол.

Постоянную маркировку на восковую куклу наносить очень сложно, поэтому большинство таких кукол имели только бумажные этикетки, и имена многих из ранних производителей утеряны.

Самой дорогой восковой куклой считается портретная кукла высотой 71 см молодой королевы Виктории, сделанная Люси Пек. Кукла сделана по технологии моделирования воска. Кукла была продана в 1999 г. на аукционе Christie's за 13 879 долларов (£ 8,625).

Вы знали о таких куклах? Насколько удачным материалом для кукол вам кажется воск?