С приходом сентября в поведении белой рыбы происходят значительные метаморфозы. Меняется пищевое поведение, меняются тайминги кормежки и, конечно же, меняются локации, в которых происходит наибольшая активность. Равномерную концентрацию сменяют плотные стаи, а стабильные места обитания – миграции к местам будущей зимовки.
И все же есть во всем этом круговороте и относительно стабильные вещи, позволяющие более-менее предсказывать результат. Таковыми являются классические речные прогоны – места, дававшие хороший клев все лето и продолжающие работать до глубокой осени несмотря ни на что.
Что такое прогон на реке?
Прогонами принято называть участки реки, имеющие равномерное течение и относительно стабильную глубину. Рельеф таких участков, обычно, имеет ярко выраженную русловую канаву, а береговая линия чаще всего с одной стороны высокая, обрывистая и пологая, часто заболоченная с другой. Глубина практически сразу уходит от обрыва до максимального значения и длится до середины, нередко – до 2\3 ширины реки, после чего плавно уменьшается к противоположному берегу.
Помимо описанных выше характеристик, с точки зрения осенней рыбалки выделяют следующие моменты:
• Глубину порядка 2-3 метров. Летние, более мелководные участки, к началу сентября становятся безрыбными;
• Наличие в непосредственной близости более глубокой ямки либо каскада поворотов. В зависимости от характера и масштабов реки, глубина в таких местах может достигать 1.5-3 крат от значения на прогоне: двухметровый прогон запросто может венчать омут глубиной 6-7 метров.
Ну, а теперь – к теме нашего разговора!
Прогоны бывают разными. Выбор места ловли
Даже в пределах одной и той же реки понятие «прогон» может кардинально различаться. Взять, к примеру, мой любимый Нёман – если в Кореличском районе прогоном будет считаться быстротекущий участок с ровным дном и относительно небольшой глубиной, эдакая голавлево-лещовая Мекка, то в районе Мостов будет все иначе. Это будет медленнотекущий участок шириной метров в 200-250, имеющий куда более разнообразную структуру дна. Если в первом случае привязаться на дне банально не к чему, то во втором – запросто можно отыскать и так называемый «стол», и бровку, и другие аномалии рельефа.
Что это значит на практике?
В первом случае задача рыболова – найти какую-нибудь локальную аномалию рельефа и привязаться к ней. Это может быть камень либо коряга, нависающий над водой куст либо остров из растительности, врезающийся в течение. Можно попытаться найти изменение структуры дна при помощи маркерного груза, однако в таких местах, как правило, дно практически всегда каменисто-песчаное. Неплохой вариант отыскать обратку в прибрежной зоне, сесть выше нее и забрасывать вниз по течению, туда, где находится граница обратного и прямого течения. Такие места очень любит лещ.
Случай второй – куда более разнообразный и более классический с точки зрения фидерной рыбалки. Здесь придется заморочиться с измерением глубины и «джиговкой», а также потаскать маркерный груз в поисках перепадов глубины и перспективной структуры донного рельефа. Дистанции ловли в таких местах могут составлять 40-50 и даже более метров. Этим прогоны крупных рек также отличаются от первого сценария, где ловля тяжелыми кормушками в 15-20 метрах от берега – вполне стандартный сценарий.
Тщательно щупаем дно!
И на малой, и на большой реке в осеннее время крайне важно тщательно изучать структуру дна. Не столько в поисках перспективного рельефа и перепадов глубины, сколько в поисках аномалий. Любая река – водоем постоянно меняющийся, на дне которого то и дело появляются новые предметы – коряги, валуны, затопленные деревья и прочие крупные предметы. В осенний период, когда кормовая база скуднеет, вода очищается, а рыба становится осторожной и недоверчивой, каждый из таких предметов запросто может стать центром локальной «тусовки» и точкой, крайне привлекательной для подводных обитателей.
Отыскать такой предмет можно как случайно, так и целенаправленно. Лежащий на дне водоема камень либо коряга выдают себя завихрениями на поверхности, изменениями в поведении водного потока, а крупный предмет, навроде затопленного дерева – запросто может изменять направление и силу струи. Такие локации следует тщательно исследовать при помощи маркерного грузила – любой локальный зацеп, жесткие удары либо залипания способны выдать перспективную точку. Все, что останется рыболову – отступить от них на 2-3 оборота катушки и заклипсоваться.
Не одна, а несколько точек!
Еще один важный нюанс касается выбора точки ловли и их количества в целом. Речная осенняя рыба зачастую стоит либо движется локально и ни в какую не желает сворачивать с намеченного пути. К примеру, если основной косяк леща движется на дистанции в 40-50 метров от берега, ловля на 20-30 метрах запросто может быть бесперспективной. Рыболов будет получать одиночные поклевки, а с учетом того, что рыба осенью может никак не проявлять себя на поверхности, ему будет казаться, что прогон пустой, а рыба – скатилась вниз. Но стоит расклипсоваться и сделать более дальний заброс, как уверенный загиб не заставит себя ждать!
А значит под рукой необходимо держать, как минимум, две снасти. Одну точку я стараюсь выбирать ближе к берегу, другая размещается подальше. Точки выбираю таким образом, чтобы рядышком находился либо интересный рельеф, либо меняющаяся структура. Так я получаю возможность простой переклипсовкой снасти (ближе-дальше) облавливать несколько смежных мест, а две локальные точки – превращаются в четыре и более.
Еще один осенний приемчик заключается в облове локаций в непосредственной близости от противоположного берега. Особенно данный способ хорошо себя показывает, когда рыболов сидит на возвышенности, а напротив него – заболоченный неходовой плес с глубиной от метра. Рыба там чувствует себя в полной безопасности и в ряде случаев охотно клюет на фидерные снасти. Правильно выбранная длина удилища и клипса на катушке позволяют творить настоящие чудеса – кормушку можно положить чуть ли не в метре от уреза воды.
Особенности прикормки
Осень – пора, когда, с одной стороны, нужны мелкофракционные и малопитательные составы темных цветов. Со стороны другой – ловля на течении требует от рыболова тяжелых кормов, которые не будут уноситься течением еще в ярусе. Вот почему рекомендации по корму будут следующими:
• Мелкофракционные прикормки, позиционируемые в качестве составов для холодной воды, в качестве базовой смеси. Salmo Лещ Темный, например;
• Ароматизированные сиропы с нейтральным запахом. Специи, мотыль, опарыш, краб\креветка, а также другие ароматы для холодной воды подойдут для этой цели лучше всего. Добавляются они в воду, на которой будет выполняться замешивание корма, их задача - утяжелить и склеить смесь, избавить от лишнего лифтинга и сделать механику придонной;
• Крупная фракция для того, чтобы удержать подошедшую рыбу – консервированная кукуруза, гороховая крошка, пастончино и печиво, в ряде ситуаций – некрупный пеллетс. Добавляется по ходу рыбалки, когда рыболов начал получать первые поклевки. Чем активнее клев и чем крупнее рыба – тем большее количество крупной фракции следует добавлять в корм. Делается это порционно, в каждую кормушку;
• Животные компоненты. Как правило, мотыль и опарыш. Также применяются для удержания рыбы в точке ловли, и чем холоднее на улице – тем бОльший акцент делается в их пользу, и к концу октября «мясо» практически полностью вытесняет растительные добавки. Если рыба активна – мотыль и опарыш подается в целом виде, в противном случае – имеет смысл подрезать и вымешивать «жижку» в прикормке. В обоих случаях – порционно, в каждую кормушку.
Автор: Алексей Мурашко.
Первоисточник: Salmo Belarus.