Чем дальше я продвигался в глубь страны, тем больше во мне укреплялось чувство, что я удаляюсь не просто от большого, грязного и вонючего города, но удаляюсь от самой цивилизации. И дело не в дороге. Почти до самого места моего назначения дорожное покрытие было довольно приличным, лишь на некоторых участках, иногда правда довольно протяженных, асфальт был разрушен – ямы, колдобины и т.д. Но в основном асфальт, положенный так давно, что даже местные жители точно не могут сказать, когда, прекрасно сохранился, и мой шофер порою «поливал» и сто сорок и сто шестьдесят. Довольно опасно, кстати сказать, так ездить, потому что не всегда по сторонам дороги простираются поля. На значительном протяжении заросли деревьев и кустарника вплотную подступают к дороге, и что там может на дорогу выскочить никогда не знаешь. Хорошо если собака или белка, или обезьянка какая мелкая. А если овца или корова, то серьезной аварии не избежать. И очень часто и не избегают. И деревни местные располагаются тоже прямо рядом с дорогой. По обочинам постоянно идут взрослые и дети. Но, как я уже писал, у африканских водителей при виде чистого пространства дороги нога сама собой вжимается в педаль акселератора и тут уж как бог даст. Правда водители, завидев пешеходов еще издали нажимают на клаксон и отпускают его лишь поравнявшись с пешеходом, так что тишина в дороге не надоедает.
Удаленность от цивилизации выражалась в другом. Дома стали гораздо проще. И размерами поменьше. Обычный размер дома - четыре на четыре. Дома сложены из цементных блоков. Некоторые оштукатурены глиной и даже покрашены или побелены. Кстати, стены домов здесь нередко красят отработанным маслом. Большей частью, правда, в тех районах, которые располагаются близко к добывающим компаниям. В компаниях работает много автотранспорта и специальной техники, отработки образуется по тысяче и более литров в месяц. А ее надо куда-то утилизировать. Ну и многие или продают местным по дешевке, или вообще отдают даром. Крыши покрыты профильным железом, что довольно удивительно, так как железо вообще-то дорогое.
Но чем дальше в глубь страны, тем больше домов традиционной постройки. А традиционная постройка – это круглый домик, с каркасом из тонких стволов деревьев, обмазанных глиной и с конусообразной соломенной крышей. Размеры у них небольшие, еще меньше чем квадратные. Но дома в сельский местности строят не для того, чтобы сидеть на диване, смотреть телевизор и хрупать чипсы, запивая их пивом. Так как нет у них диванов, телевизоров тоже нет, чипсы им не по карману, да и пиво они не пьют. Тоже не по карману. Да и религия не позволяет. Дома здесь только для того, чтобы скоротать ночь. Все остальное время люди проводят на улице.
Кстати, сами же местные признают, что в традиционных домах в жаркое время гораздо прохладнее, чем в новомодных из цементных блоков. Но дом из цементных блоков престижнее, так как указывает на твой достаток. А постройки традиционной формы или старые дома используют теперь для хранения продуктов, инструментов – навроде как сараев.
Следующий признак удаленности от цивилизации – это чистота пейзажей. Поясню. Довольно часто во время поездок по нашей стране при попытке запечатлеть те или иные красоты, брала досада на то, что в кадр лезут электрические опоры с проводами. Особенно это досаждает в городах, когда просто невозможно запечатлеть какое ни будь архитектурное чудо из-за лезущей в объектив сетки проводов. Здесь путешественник избавлен от таких помех. Даже не во всяком городе можно увидеть столбы с натянутыми проводами, а уж за городом и подавно. Даже в столице электричество есть не всегда и не везде.
Мы привыкли к тому, что у нас электричество есть практически всегда и мы не задумываемся о том откуда оно берется. У большинства людей мысли об этом не простираются дальше электрической розетки. Некоторые знают немного больше – это те, у кого во дворах находятся трансформаторные будки. Это такие кирпичные домики размером 4 на 4 метра, на дверях которых висит знак с изображением черепа и надписью, предупреждающей о том, что может убить. Но для чего служат эти будки, что такое трансформатор никто толком не знает. О каких-то электроподстанциях, фидерах и так далее вообще никто не задумывается. Я сам как-то заинтересовался тем откуда в наш район (в России) приходит электроэнергия, так мне даже наши электрики, работающие на электрической подстанции, не смогли объяснить. Единственное, что они знали, так это то, что откуда-то со стороны Перми. А где она вырабатывается, на какой станции, тепло или гидро? До сих пор осталось тайной, так как в нашей стране имеется огромная, оставшаяся еще с советских времен, электросеть.
Потребности Гвинеи в электричестве, по официальным сведениям, удовлетворяются лишь на 20%, а потребности сельского населения только на 5%. Иначе говоря, только 5% населения имеет хоть какой-то доступ к электроэнергии. При этом даже население столицы лишь на 55% обеспечено электроэнергией. В стране имеется 13 теплоэлектростанций и 10 гидроэлектростанций (одна из них была запущена буквально на днях). Казалось бы немало - 23 электростанции. Но суммарная мощность всех теплоэлектростанций составляет 290 мегаватт, а вот в реальности они всю свою мощь не вырабатывают в связи с устареванием оборудования и по другим причинам. В год они выдают 541 гигаватт энергии. Гидроэлектростанции имеют общую мощность 360 мегаватт и должны бы выдавать ежегодно 6 тыс. МВт, в настоящее время дают только 6% этой мощности. Насколько этого хватает для страны? А настолько, что на каждого гвинейца в год приходится только 42Квт/ч электроэнергии. Вот представьте: у вас холодильник ежемесячно потребляет от 20 до 40 Квт/ч ежемесячно. А еще у вас есть телевизор, микроволновка, электрочайник мощностью 2 киловатта, я уж не говорю про освещение, утюг, компьютер и прочее. Так вот, представьте, что у вас в год всего 42 киловатта. Месяц холодильник у вас поработал и все… кирдык. Больше электроны по проводам не бегут. Поэтому значительная часть населения, особенно в глубинке, об электричестве имеет очень смутное представление.
В тех районах города, где проходит линия электропередач и люди имеют возможность к ней подцепиться, они подцепляются. Но опять же не все. Нужен электропровод, а он стоит денег. Кроме того, электричество дают по определенному графику. То есть в период с 10 до 12 часов, например, дают в один район, а потом переключают на другие. Поэтому, как только электричество появляется, к нему подключаются сразу все, кто только может, происходит перегрузка в сети, пробки на распределителе вышибает и все! В основном в качестве источника электричества используются дизельные электрогенераторы. Но их себе могут позволить не все. Имеющий генератор человек – это как навроде кулака-мироеда. Все, у кого есть телефоны, идут к нему на поклон и за какую нибудь копеечку заряжают телефоны. У такого мироеда обычно есть тройник, вернее не тройник, а сороковник или пятидесятник. То есть штук сорок электророзеток соединенных параллельно, в которые втыкаются все телефоны. Зрелище довольно впечатляющее.
Кстати Конакри частично обеспечивается электроэнергией плавучей электростанцией, по моему турецкой. Что это такое? Это корабль с мощной турбиной, работающей на дизеле или на газу, который стоит на рейде. От него тянутся кабели на берег. Турбина работает, вырабатывает электроэнергию, которая по кабелям идет в город. Довольно удобная штука. Не нужно строить никаких зданий, подъездных дорог, других коммуникаций. Топливо подвозят по морю танкерами, никаких тебе пробок. Насколько я знаю турки поставили производство таких плавучих электростанций на поток и неплохо отбивают «бабки». Чего бы и нам с них пример не взять? У нас ведь сколько населенных пунктов, расположенных по берегам рек и морей, особенно в северных районах, на Дальнем Востоке, на Камчатке испытывают дефицит электроэнергии? А тут довольно простое решение. Можно и атомную станцию забабахать. Ледоколы же атомные плавают. Атомному реактору нужно охлаждение? Так в северных морях холодной воды целое море. Ну это я отвлекся на фантастику. У нас если и появятся такие плавучие станции, то наверное только турецкие же. Сами наверное не осилим. Времена не те. Путин говорит, что раньше в СССР только галоши могли делать. А сейчас у нас и галоши уже китайские.
Итак газа в Гвинее нет. Электричества почти нет. Но пищу же как-то надо готовить? А готовят ее на шарбоне, древесном угле значит. Но об этом попозже. На этом пока закончу. Ждите следующую часть.
ставьте лайки, пишите комментарии, задавайте вопросы. Продолжение читайте здесь
предыдущая часть
#африка #гвинея #путешествия по африке #приключения в африке #электричество в африке #конакри