Рядом с городом Козельск в Калужской области на берегу небольшой реки Жиздры находится один из самых известных и древнейших российских монастырей. Это Введе́нский ставропигиа́льный (подчиняющийся непосредственно Патриарху, то есть независимый от местной епархиальной власти) мужской монастырь О́птина пу́стынь.
Скит — это территория со своими кельями и храмами, которая находится рядом с монастырем (скит и монастырь являются единой обителью). Это место полного уединения монахов. Именно на территории скита жили и подвизались Оптинские старцы.
В начале XX века Оптина пустынь была большим процветающим монастырем. Богослужения совершались в 6 храмах обители и двух храмах Иоанна-Предтеченского скита. В библиотеке хранилось около 60 тысяч книг и рукописей.
В дореволюционный период ворота под Владимирской башней были главным входом в монастырь.
В 1918 году богоборцы закрыли монастырь, в последующие годы разрушив многие храмы обители и надругавшись над святым местом. Около 300 иноков были изгнаны, некоторых их них арестовали и отправили в лагеря.
Лишь в 1987 году монастырь вернули Русской Православной Церкви, с Божьей помощью началось его восстановление.
Великой святыней обители являются её прославленные боголюбивые старцы, сияние жизни которых продолжает освещать жизненный путь очень многих.
В главном храме обители – Введенском соборе (Введения во Храм Пресвятой Богородицы) находятся особо почитаемые святыни: Казанская икона Божией Матери и мощи преподобных старцев Амвросия и Нектария.
Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812-1891) — великий подвижник земли Русской, святость и богоугодность жития которого Бог засвидетельствовал многими чудесами, а православный верующий народ — искренней любовью, почитанием и благоговейным обращением к нему в молитве…
С Оптиной пустынью связаны эпизоды в жизни некоторых писателей и мыслителей России. Так, например, летом 1878 года после тяжёлой драмы — смерти сына Фёдор Михайлович Достоевский посетил Оптину и пробыл в скиту три дня. Некоторые детали в написанном позже романе «Братья Карамазовы» возникли под впечатлением этой поездки. Прототипом старца Зосимы явился старец Амвросий, живший в то время в скиту Оптиной пустыни.
Иеросхимонах — это монах, имеющий сан священника (то есть право совершать таинства).
Иеросхимонах Нектарий (Тихонов) (1853-1928) — последний соборно избранный Оптинский старец, который подвигом непрестанной молитвы и смирения обрел величайшие дары чудотворения и прозорливости, нередко скрывая их под видом юродства. Во дни гонений на Церковь, сам находясь в изгнании за исповедание веры, направлял верующих.
Это самый большой храм Оптиной Пустыни.
В Храме в честь Казанской иконы Божией Матери расположены святые мощи преподобных Моисея, Антония и Исаакия I Оптинских.
Схиархимандрит Моисей (Путилов) (1782-1862) своей жизнью показал пример сочетания строгого подвижничества, смирения и нестяжания с мудрым управлением обителью и широкой благотворительной деятельностью. Благодаря его безграничному милосердию и состраданию к бедным обитель давала приют множеству странников.
Схиигумен Антоний (Путилов) (1795-1865) — брат схиархимандрита Моисея, смиренный подвижник и молитвенник, через всю жизнь терпеливо и мужественно нёсший крест телесных болезней. Он всемерно способствовал деланию старчества в скиту, которым руководил в течение 14 лет. Письменные наставления преподобного старца являются дивным плодом его отеческой любви и дара учительного слова….
Схиархимандрит Исаакий (Антимонов) (1810-1894) — приснопамятный настоятель Оптиной пустыни, сочетавший в себе твёрдое управление обителью и тончайшее искусство пастырского руководства со смиренным послушанием великим Оптинским старцам и высоким подвижничеством. Хранение и утверждение в обители духовных заветов старчества было делом его жизни.
В храме-усыпальнице в честь Владимирской иконы Божией Матери помещены мощи преподобных старцев Оптинских: Льва, Макария, Илариона, Анатолия (Зерцалова), Варсонофия, Анатолия (Потапова), Иосифа.
Иеросхимонах Лев (Наголкин) (1768-1841) — первый основатель и вдохновитель оптинского старчества. Выражением евангельской любви была вся жизнь этого старца, проходившая в самоотверженном служении Богу и ближним. Своими подвигами, непрестанной молитвой и богоподражательным смирением он стяжал обильные дары Святого Духа.
Иеросхимонах Макарий (Иванов) (1788-1860) нёс великий и святой подвиг старчества. С его именем связано начало издания в монастыре святоотеческих трудов, которое объединило вокруг обители лучшие духовные и интеллектуальные силы России.
Иеросхимонах Иларион (Пономарев) (1805-1873) — будучи ревностным защитником и проповедником православной веры, он сумел возвратить в лоно Православной церкви многих заблудших и отпавших от православной веры.
Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) (1824-1894) — скитоначальник и старец, являясь пламенным молитвенником и подвижником, он был для всех приходящих к нему чутким отцом, терпеливым учителем, всегда делясь сокровищем мудрости, веры и особой духовной радости. Старец Анатолий обладал удивительным даром утешения.
Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) (1845-1913) — скитоначальник, о котором старец Нектарий говорил, что благодать Божия в одну ночь из блестящего военного сотворила великого старца. Не жалея самой жизни, он исполнял свой пастырский долг в Русско-японской войне. Старец обладал необыкновенной прозорливостью, ему открывался внутренний смысл происходящих событий, он видел сокровенность сердца пришедшего к нему человека, с любовью пробуждая в нём покаяние.
Иеросхимонах Анатолий II (Потапов) (1855-1922), прозванный в народе утешителем, был наделён Господом великими благодатными дарами любви и утешения страждущих, прозорливости и исцеления. Смиренно неся своё пастырское служение в тяжёлые дни революционной смуты и безбожия, старец утверждал своих духовных чад в решимости даже до смерти быть верными святой православной вере.
Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) (1837-1911) — ученик и духовный преемник преподобного Амвросия, явивший образ великого смирения, незлобия, непрестанной умносердечной молитвы, старец не раз удостаивался явления Божией Матери. По воспоминаниям современников, многие ещё при жизни иеросхимонаха Иосифа видели его озарённым благодатным божественным светом.
В Храме Преображения Господня хранятся мощи преподобноисповедника Рафаила (Шейченко), прославленного Русской Православной Церковью в лике новомучеников из числа тех, кто пострадал в годы репрессий XX века.
В Храме два придела: один — в честь преподобной Марии Египетской и святой праведной Анны; второй — в честь святителя Амвросия Медиоланского и благоверного князя Александра Невского.
В пасхальную ночь 1993 года в монастыре Оптина пустынь проходили торжественные богослужения. Иноки Ферапонт (в миру Владимир Пушкарёв) и Трофим (в миру Леонид Татарников) звонили в колокола, славя Воскресение Христово. В это время убийца ножом с вырезанным на рукоятке числом зверя хладнокровно нанёс им смертельные ранения. Ферапонт упал, пронзенный мечом насквозь. Смертельно раненный Трофим подтянулся на веревках к колоколам и ударил в набат, раскачивая колокола уже мертвым телом и тут же упал бездыханным. Иеромонах Василий (в миру Игорь Росляков) шёл в это время исповедовать в скит. Услышав призывный зов набата, повернул к колоколам и встретился лицом к лицу с убегающим убийцей. Ничего не понимая, он спросил его, что случилось, а после доверчиво повернувшись к нему спиной, получил несколько ножевых ранений, после чего упал, истекая кровью и вскоре тоже умер.
Через некоторое время преступник был задержан. Он был признан невменяемым и помещен в лечебницу закрытого типа.
Подробнее об этой истории можно прочитать в книге Нины Павловой "Пасха красная". Нам не выстоять без таких людей, как иеромонах Василий, инок Трофим, инок Ферапонт. Но пока жива вера православная, будут с нами наши отцы, братья и сестры, подвижники, молитвенники и защитники. Смерть их была мученической, жизнь - удивительной.
В 2008 году над местом погребения убиенных монахов была построена часовня, в честь Воскресения Христова. Многие приходят сюда, чтобы почтить их память, многие обращаются к ним за помощью, просят их святых молитв.
В этом месте особенно ощущается близость к Святым по времени. Понимание того, что это не прошлое наше, а самое настоящее и непреходящее вечное!
Святые преподобные Оптинские старцы, молите Бога о нас!