Найти тему
ShadowTavern

Ридли Скотт хотел, чтобы «Чужой» стал антитезой «Звёздным войнам»

Оглавление

Просмотр «Звёздных войн» во время премьеры стал для Ридли Скотта событием, изменившим его карьеру. Хотя восхищение фильмом гарантировало, что его следующий проект будет в области научной фантастики, он также чувствовал отчаяние из-за необходимости отличить своё творение от ставших культовыми образов режиссёров, которые пришли туда первыми.

Сигурни Уивер и Джонси / Чужой, 1979 (Brandywine Productions)
Сигурни Уивер и Джонси / Чужой, 1979 (Brandywine Productions)

Этому способствовало то, что сценарий «Чужого», в который Скотт неизбежно влюбился, в значительной степени тяготел к ужасам. В нём было что-то общее с ранними научно-фантастическими фильмами студии Universal («Франкенштейн», «Человек-невидимка», «Доктор Джекил и мистер Хайд»), что помогло жанру набрать обороты. Также не случайно, что многие из тех первых проектов – и многие современные («Аннигиляция», «Дюна») – были адаптированы по романам. В конце концов, настоящими прародителями всего жанра являются писатели-фантасты – от Мэри Шелли и Уэллса до Артура Кларка.

Сигурни Уивер, Том Скеррит / Чужой, 1979 (Brandywine Productions)
Сигурни Уивер, Том Скеррит / Чужой, 1979 (Brandywine Productions)

Это объясняет, почему визуальная эстетика большинства фильмов, считающихся научно-фантастическими, основана в основном на коллективном воображении 20-го века. Даже сегодня всё – от гладких инопланетных роботов из фильмов «День, когда остановилась Земля» и «2001 год: Космическая одиссея» до парадоксально древних космических вестернов, таких как «Звездные войны», – остаётся таким знакомым. Появление цифровых эффектов только увеличило нашу способность создавать потрясающие видения совершенно иного будущего. А сам Скотт в итоге стал одним из создателей научно-фантастического жанра – и сделал он это, двигаясь в совершенно противоположном от Джорджа Лукаса направлении.

Создание мрачного видения будущего

Интересно, что просмотр «Звёздных войн» в кинотеатрах был не единственным влиянием на Скотта далёкой-далёкой галактики. Он рассказал Force Material, что во время съёмок своего фильма «Дуэлянты» в Лос-Анджелесе он наткнулся на некоторые эскизы Лукаса к саге и описал их как «действительно интригующие и оригинальные – смесь ретро и будущего». Однако Скотт знал, что для своего собственного научно-фантастического фильма ему нужно сделать всё по-другому. В интервью The Hollywood Reporter он сказал, что «Чужой» должен быть «антиподом "Звёздных войн"».

Сигурни Уивер, Яфет Котто, Гарри Дин Стэнтон / Чужой, 1979 (Brandywine Productions)
Сигурни Уивер, Яфет Котто, Гарри Дин Стэнтон / Чужой, 1979 (Brandywine Productions)

Поэтому он поменял все высокотехнологичные чудеса гипердвигательных звездолётов и световых мечей на будущее, которое потеряло тот блеск «новенького», которым его часто полируют. Вот почему экипаж «Ностромо» использует технологии, которые выглядят так, будто они были взяты прямо из конца 70-х годов, а само торговое судно воплощает вид, который Скотт описал как «грузовой корабль в космосе». Даже такие сложные элементы, как корабельный компьютер «Мать» (передовое оборудование, но бесполезное против пришельца) и андроид Эш (оказавшийся коварным агентом «Weyland-Yutani Corporation»), выглядят заражёнными мрачным, несовершенным будущим.

Гарри Дин Стэнтон / Чужой, 1979 (Brandywine Productions)
Гарри Дин Стэнтон / Чужой, 1979 (Brandywine Productions)

Эстетика «Чужого» также схожа с антиутопическим будущим, описанным Филипом К. Диком. Такие экранизации его романов, как «Вспомнить всё» и «Бегущий по лезвию» показывают гнусные корпорации, разрушающие космос, разочарованное воображение будущего, в котором человечество страдает от экзистенциальных угроз, исходящих от нелюдей, таких как репликанты или враждебные инопланетяне. И нигде «Чужой» не доказывает это лучше, чем на примере своего ужасающего антагониста – Ксеноморфа.

Скотт привлёк французского художника Мёбиуса

До прозрения, которое привело его в царство научной фантастики, Скотт рассматривал возможность адаптации средневекового рыцарского романа типа «Тристан и Изольда». Поэтому нет ничего удивительного в том, что «Звёздные войны» и «2001 год: Космическая одиссея» стали для режиссёра очень поучительными. «Впервые в жизни я узнал, что компьютеры умнее людей», – признался он в интервью The Hollywood Reporter. Но незнание жанра не помешало ему найти идеальных людей, которые помогли визуализировать и спроектировать вселенную «Чужого».

Чужой, 1979 (Brandywine Productions)
Чужой, 1979 (Brandywine Productions)

«Я был совершенно потрясён [Мёбиусом]», – сказал Скотт, имея в виду французского художника, чьи эскизы послужили вдохновением для скафандров команды. В отличие от блестящих скафандров, которые носили имперцы в «Звёздных войнах», скафандры в «Чужом» больше похожи на древние и неуклюжие водолазные костюмы.

И я подумал: «Я собираюсь задействовать Мёбиуса в этом фильме, и это то, что нужно», потому что сценарий не полагался на персонажей, а фактически полагался на монстра».

Ханс Руди Гигер помогает творить историю фантастических монстров

Боладжи Бадеджо / Чужой, 1979 (Brandywine Productions)
Боладжи Бадеджо / Чужой, 1979 (Brandywine Productions)

Если говорить о пришельцах, то Ксеноморф – это поистине ужасное существо с его гуманоидным экзоскелетом, кислотой вместо крови и выдвигающимся вторым ртом. По иронии судьбы, именно благодаря чистой случайности Скотт нашёл свою музу для столь ужасного монстра глубокого космоса. «Как это ни смешно, я наткнулся на парня по имени Гигер, и если бы у меня не было этого монстра, у вас не было бы этого фильма», – сказал он Yahoo! Movies. Именно в книге иллюстраций Гигера «Некрономикон» Скотт обнаружил действительно тревожную, но завораживающую картину под названием «Некроном IV».

Как и в случае с Мёбиусом, режиссёр был «настолько захвачен» рисунком, что полетел к Гигеру в Швейцарию и убедил художника, страдающего аэрофобией, приехать на поезде в Англию, чтобы он мог работать над фильмом в течение десяти месяцев. Скотт попросил Гигера создать «естественную историю» существа, чтобы превратить его в нечто реалистично смертоносное. Всё в «Ксеноморфе» решительно не соответствовало ни одному из научно-фантастических миров, показанных в кино в то время.

Конечно, враждебные пришельцы были основным элементом научной фантастики с самого начала. Ни мультяшные маленькие зелёные человечки, которых наши прабабушки и прадедушки воображали живущими на Марсе, ни такие монстры, как ранкор из «Возвращения джедая», не могли напугать так, как монстр из «Чужого». В итоге Ксеноморф стал тем самым родным антагонистом для кошмарного научно-фантастического видения Скотта. И вряд ли ему удалось бы создать нечто столь уникальное, если бы он с самого начала не стремился создать фильм, настолько противоположный «Звёздным войнам».

==========

Спасибо за то, что прочитали статью!

Всегда рад вашим лайками и комментариям! Не стесняйтесь делиться своим мнением :) И, конечно же - подписывайтесь на мой канал, если ещё не подписаны!