Найти тему
Маринкины заморочки

Мосты Старого и Нового Света.

Мосты - пример вечного стремления человека соединить то, что пропастью или водным потоком разделила природа...
Расположенный недалеко от итальянского городка Баньи ди Лукка мост Понте-делла-Маддалена  был построен в 1322 году. Его архитекторы, возводя это асимметричное строение, учитывали капризы природы. Неправильный эллипс большой арки возвышается в том месте, где у реки особенно сильное течение и более высокий берег.
Расположенный недалеко от итальянского городка Баньи ди Лукка мост Понте-делла-Маддалена был построен в 1322 году. Его архитекторы, возводя это асимметричное строение, учитывали капризы природы. Неправильный эллипс большой арки возвышается в том месте, где у реки особенно сильное течение и более высокий берег.

Искусству совершенствовать природные ландшафты строители мостов учились у самой природы. Ствол дерева, упавший через ручей, - чем не балочный #мост? Люди просто догадались подпереть его обломками скал или кирпичными опорами. Лианы, свисавшие над руслом реки, подсказали идею висячего моста: древние инки скручивали лианы и кожи животных в канаты, сплетали из них дорожку с перилами и протягивали ее над горными расселинами, иногда достигавшими полусотни метров в ширину. И все же долгое время единственной по-настоящему длинной и надежной переправой между двумя берегами оставался арочный мост.

Уже пять тысяч лет назад шумерам и египтянам было известно, что камни, уложенные в дугообразную конструкцию, удерживают друг друга, а давление переносится с вершины арки на ее основания. Эту технику успешно применяли и вавилоняне. В непосредственной близости от Вавилонской башни в VI веке до нашей эры они построили переправу из кирпича через реку Евфрат длиной 120 метров.

Мост Дом-Луис II соединяет крутые берега реки Дору на севере Португалии. Он был торжественно открыть в 1885 году и с тех пор служит визитной карточкой города Порту. Ажурный стальной каркас двухэтажного моста выдает хорошо знакомый почерк: инженер Теофил Сейриг работал вместе с создателем знаменитой парижской башни Гюставом Эйфелем.
Мост Дом-Луис II соединяет крутые берега реки Дору на севере Португалии. Он был торжественно открыть в 1885 году и с тех пор служит визитной карточкой города Порту. Ажурный стальной каркас двухэтажного моста выдает хорошо знакомый почерк: инженер Теофил Сейриг работал вместе с создателем знаменитой парижской башни Гюставом Эйфелем.

Слава самых умелых мостостроителей сохранилась за римлянами. Мощная сеть дорог, связывавшая разные концы огромной империи, требовала и прочных мостов. Особенно быстро возводились деревянные переправы. Яркий пример - знаменитый 420-метровый мост через Рейн. По приказу Юлия Цезаря его соорудили всего за 10 дней. Считается, что именно римляне довели до совершенства конструкцию арочного моста. И если их деревянные переправы были примером рекордных скоростей в мостостроении, то каменные виадуки - соединение мощи и расчета - по сей день удивляют своей прочностью и незыблемостью. Вращая ногами тяжелые шестерни, рабы приводили в действие краны грузоподъемностью около семи тонн, на дно реки погружались водоупорные цилиндры из дерева и глины, служившие фундаментом для опор. Сохранилось более 300 подобных мостов, выдержавших серьезное испытание на прочность: по многим из них в годы Второй мировой войны проходили танковые колонны…

Десять тысяч человек более 10 лет трудились над возведением четырехуровневого архитектурного шедевра в долине Гельцшталь на востоке Германии. Проложенная по мосту железная дорога связала города Баварии и Саксонии. Законченный в 1895 году виадук достигал 80 метров в высоту, а на его строительство ушло более двадцати миллионов кирпичей.
Десять тысяч человек более 10 лет трудились над возведением четырехуровневого архитектурного шедевра в долине Гельцшталь на востоке Германии. Проложенная по мосту железная дорога связала города Баварии и Саксонии. Законченный в 1895 году виадук достигал 80 метров в высоту, а на его строительство ушло более двадцати миллионов кирпичей.

Вода всегда была сильна и непокорна, и в древности люди часто обходились с ней весьма бесцеремонно. Когда в 480 году, во время похода в Грецию персидского царя Ксеркса, при переправе его войска через Геллеспонт (ныне пролив Дарданеллы) развалился понтонный мост, горделивый правитель повелел не только отрубить головы его строителям, но и строго наказать саму воду: нанести триста ударов плетьми и “заковать” в кандалы.

Оковы, во исполнение приказа царя, решили просто-напросто бросить в море. После этого нашлось достойное техническое решение проблемы. Около 700 тысяч воинов персидского царя благополучно переправились на другой берег залива, использовав “лодочный мост”: толстые доски, связанные канатами из льна и закрепленные на 674 лодках, подчинили воду царской воле…

Декоративная арка над средней опорой моста через реку Тахо в Испании напоминает о том, что он строился под руководством римского императора Траяна. В одной из своих записей властитель Рима прославил свое творение словами: "Я построил мост, который простоит до скончания веков".
Декоративная арка над средней опорой моста через реку Тахо в Испании напоминает о том, что он строился под руководством римского императора Траяна. В одной из своих записей властитель Рима прославил свое творение словами: "Я построил мост, который простоит до скончания веков".

В средние века к своенравной воде относились уже с гораздо большим почтением. Считалось, что лишь благочестивые в силах ее одолеть. Папы и епископы выписывали индульгенции тем, кто делал пожертвования на строительство мостов. Во Франции даже существовал монашеский орден “Братство моста”, члены которого строили, например, знаменитый мост в Авиньоне. По традиции те, кто брались за возведение моста, заключали “сделку” с “духами воды”. В те времена строители были убеждены, что череп в опоре моста или хотя бы капелька крови в цементном растворе были необходимым залогом прочности переправы.

Если верить преданиям, иногда даже приходилось обращаться за помощью к самому сатане - на известных условиях, разумеется. А когда приходило время расплаты, “князя тьмы” частенько “надували”: согласно легендам, строители моста по окончании работ норовили подсунуть ему вместо человеческой души куриную или собачью. В одной только Франции насчитывается восемь “чертовых мостов”. И все они в наше время охраняются законом как памятники старины.

Этот знаменитый "чертов мост" на перевале Сен-Готард - свидетель героического перехода русских солдат под предводительством Суворова через швейцарские Альпы.
Этот знаменитый "чертов мост" на перевале Сен-Готард - свидетель героического перехода русских солдат под предводительством Суворова через швейцарские Альпы.

В городах средневековой Европы мосты служили переправой с берега на берег и вместе с тем составляли непременную часть городского пейзажа. На них жили и умирали люди.

Мост Риальто - один из самых знаменитых обитаемых мостов Старого Света. Он не только обеспечивал торговые и экономические связи города-острова Венеции с другими европейскими городами: на единственном в те времена мосту между островами Ривоальто и Луприо возникла “венецианская Уолл-стрит”. Здесь вершили свои дела коммерсанты, финансисты и банкиры, сюда стекались деньги и сплетни, тоже приносившие доход. Началось все с деревянного моста, построенного в 1250 году, где стали часто собираться торговцы. Они, как и обитавшие здесь нищие, хотели извлечь прибыль из оживленного движения по узкому переходу. Чуть позже городские власти велели построить на мосту здания под магазины и конторы, а в конце концов задумали перекинуть через Большой канал каменный #виадук.

Мост Вальтера Зюскинда в Амстердаме, как и другие разводные мосты, напоминает о рыцарских временах.
Мост Вальтера Зюскинда в Амстердаме, как и другие разводные мосты, напоминает о рыцарских временах.

В конкурсе проектов принимал участие сам Микеланджело, но победителем в 1587 году стал Антонио да Понте, чья фамилия (Ponte - по-итальянски “мост”) как нельзя лучше соответствовала выбранной им профессии. Всего лишь три с половиной года понадобилось семидесятилетнему архитектору, чтобы с успехом осуществить рискованный проект: однопролетный мост уместил на своей изящной плоской арке целых 24 торговые лавки. Для тех времен подобное сооружение было сенсацией. “Что нового на Риальто?” - спрашивает Шейлок в комедии Шекспира “Венецианский купец”. Что еще могло волновать его в первую очередь?..

Старый лондонский мост, который с 1176 по 1739 год оставался единственным переходом через Темзу, к середине тысячелетия превратился в настоящий маленький город с мельницами, лавками, постоялыми дворами, ремесленными мастерскими и даже головами казненных, надетыми на колья у южного входа… Во Флоренции на мосту Понте-Веккьо стучали молоточками ювелиры. В Париже один из мостов оккупировали менялы, благодаря чему он и получил свое название - “Мост менял”. А мост рядом с собором Парижской Богоматери превратился в богатый рынок самых разных товаров: ювелирных украшений, оружия, одежды, зеркал и парфюмерии.

Знаменитая фаворитка Диана де Пуатье и королева Екатерина Медичи соперничали за право обладать замком Шенонсо, королевской резиденцией, построенной прямо на мосту через реку Шер.
Знаменитая фаворитка Диана де Пуатье и королева Екатерина Медичи соперничали за право обладать замком Шенонсо, королевской резиденцией, построенной прямо на мосту через реку Шер.

Шло время, и в мостостроении требовались все более совершенные #технологии. До XVII столетия всеми работами руководили в основном монахи и архитекторы, начиная с XVIII века возведение мостов было передано в руки перспективной и весьма самоуверенной касты: гильдии инженеров. В 1720 году в Париже была основана “Корпорация инженеров-строителей мостов и дорог” как одно из подразделений военно-инженерной корпорации, члены которой имели солидный опыт в возведении крепостей.

-8

В эпоху промышленной революции для строительства мостов было уже недостаточно знания геометрии, таланта и интуиции. Инженеры производили точнейшие расчеты, учитывая физические свойства материалов, законы механики и физики. Совсем скоро в мостостроении стали использовать и новые материалы. В Англии, на родине промышленной революции, к этому времени подешевел чугун - и в 1779 году появился первый чугунный мост через реку Северн, за которым последовали и другие. Чугун, правда, оказался на поверку слишком хрупким, многие мосты разрушились, и лишь применение ковкого железа увеличило запас их прочности. Она была в то время в особой цене. Если начиная с античности по массивным каменным мостам переправлялись через реку в основном люди и запряженные лошадьми повозки, то в середине XIX века появились уже первые локомотивы. Они весили сотни тонн и носились по Старому и Новому Свету со скоростью 60 километров в час. Сеть железных дорог стремительно развивалась. Для нее требовалось огромное количество мостов, надежных и дешевых, причем в сжатые сроки. Роберт Стефенсон, сын создателя первого пригодного к эксплуатации локомотива, проложил паровозу отца надежный путь над водой. В 1850 году по его “Британскому мосту” мимо каменных львов, стерегущих ворота, над проливом шириной в четыреста метров из Уэльса до острова Англси проехал первый поезд.

В небольшом городке Колбрукдейл английского графства Шропшир было положено начало строительству мостов из железа. В 1777 году английские металлурги отлили пять огромных полукруглых опор для моста через реку Северн. И сегодня, спустя более чем два столетия, этим первым в истории железным мостом часто пользуются пешеходы.
В небольшом городке Колбрукдейл английского графства Шропшир было положено начало строительству мостов из железа. В 1777 году английские металлурги отлили пять огромных полукруглых опор для моста через реку Северн. И сегодня, спустя более чем два столетия, этим первым в истории железным мостом часто пользуются пешеходы.

В Америке до появления локомотивов большинство мостов были деревянными. По ним стали прокладывать первые железные дороги; локомотив доползал до середины моста, останавливался и ждал, пока тот перестанет раскачиваться, и потом уже осторожно перекатывался на другую сторону. Там его “догоняли” вагоны - через мост их толкали вручную. Несмотря на такие меры предосторожности, в США с 1878 по 1895 год обрушились 502 моста.

И все же в стране мощных рек продолжали строить именно висячие мосты. Словно эфирные создания, они становились все более легкими и изящными в желании дотянуться до самых звезд: пилоны моста “Золотые Ворота” в Сан-Франциско поднимаются на 227 метров (чем выше подвешен мост, тем больший вес он способен выдержать). Висячие мосты стремились покорить уже не воду, а воздух. Но воздушная стихия часто сводила на нет старания строителей. Ее напору уступали иногда даже сталь, в прочность которой свято уверовали многие инженеры и #архитекторы. Так, например, ураганный ветер обрушил в воду мост Такома-Нэрроуз в Вашингтоне - через четыре месяца после окончания строительства. Это был пятый по длине мост в США (ширина пролета - 853 метра), сооружение на редкость стройное и элегантное, щекотавшее нервы автомобилистам. Они называли мост “скачущая Герти”, ибо даже при легком ветре он грациозно раскачивался вверх-вниз вместе с проезжавшими по нему машинами. “Агония” моста длилась целый час: амплитуда его колебаний все увеличивалась, пока наконец от стальных тросов не оторвался 183-метровый кусок проезжей части. Трагедия происходила на глазах конструктора моста, который снимал гибель своего детища на кинопленку.

Сотни лет мостик Тар-Степс помогает путникам переходить реку Барль в английском Национальном парке Эксмур. Хотя переправа и выглядит неуклюже, все в ней продумано до мелочей: река свободно течет между опорными камнями, стоящие под углом плиты служат волнорезами, а массивные блоки защищают опоры от разрушительной силы течения.
Сотни лет мостик Тар-Степс помогает путникам переходить реку Барль в английском Национальном парке Эксмур. Хотя переправа и выглядит неуклюже, все в ней продумано до мелочей: река свободно течет между опорными камнями, стоящие под углом плиты служат волнорезами, а массивные блоки защищают опоры от разрушительной силы течения.

Сегодня компьютерные системы способны предсказать любые последствия инженерных разработок, страхуя от просчетов в решении современных задач, впечатляющих своими масштабами. Работы по возведению восьмикилометрового моста велись в заливе Эресуни, разделяющем Данию и Швецию. Завершить их планировалось 8 июня 2000 года. Руководили работой “технические менеджеры”. Они признавались, что иногда у них вдруг появлялся страх перед бездной, но он, как правило, быстро проходил. У этих людей было все для того, чтобы достойно справиться с задачей. За плечами - многолетний опыт работы и энциклопедические знания буквально обо всем, что так или иначе связано с мостами - от мифологии и известных латинских афоризмов до управления с космического спутника сложными работами под водой, которые проходили под непрестанным наблюдением водолазов и подводных камер. Все процессы отражались на экранах мониторов. При установке на морском дне кессонов - железобетонных камер для создания под водой рабочего пространства, свободного от воды, нужна особая точность: отклонение не должно превышать пяти сантиметров. В систему контроля входили 24 спутника, действовавшие по программе “Глобальная система определения местоположения”.

-11

В Дании в 1998 году совсем рядом с заливом появился новый мост, который инженеры прозвали “королем мостов”. Ширина его пролета - самая большая среди висячих европейских мостов, 1624 метра, и соединяет он два острова - Зеландию и Фюн. Среди датчан так много людей живет на островах, что иногда они, словно дети разведенных родителей, необыкновенно остро ощущают раздробленность мира.

-12

Как и тысячи лет назад, мосты по-прежнему соединяют то, что разобщено. В этом их истинные суть и предназначение. Из дерева, из камня или из стали - мосты всегда были и останутся для многих символом издавна вдохновляющей людей идеи - прыжка через бездну...

Про грандиозные соборы Европы читайте здесь https://dzen.ru/media/id/6228df34955a105b4409c21e/grandioznye-sobory-evropy-6323216f3aeb6d7a9f77d19c?&