Найти тему
ЦДРИ АФИША

ТАК МНОГО ИГРАЮЩИХ ВИОЛОНЧЕЛИСТОВ…

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ГОРИЗОНТЫ
ТАК МНОГО ИГРАЮЩИХ ВИОЛОНЧЕЛИСТОВ…

-2

Александр БЕНДИЦКИЙ
заслуженный работник культуры РСФСР

B 1962 году в Москве состоялся II Международный конкурс имени П. И. Чайковского. Если в I конкурсе участвовали пианисты и скрипачи, то II ознаменовался участием в нем также виолончелистов.

Одним из проявлений влияния конкурса можно считать организацию при ЦДРИ клуба виолончелистов, имевшего в своем составе два ансамбля — детский и для взрослых из числа педагогов-профессионалов. Как отмечал журнал «Музыкальная жизнь», «бурный взлет виолончельного исполнения привлекает к себе все больше почитателей и заставляет самих виолончелистов искать новые формы общения со слушателями. Одной из них становится форма ансамбля виолончелистов, таящая в себе огромные возможности».

-3

Задачи клуба с самого начала определялись не одними популяризаторскими целями. Клуб способствовал объединению музыкантов одной профессии (как это происходило также с арфистами, духовиками и др.) с целью развития массовости искусства. Как-то на одном из концертов в ЦДРИ выступили сразу 140 виолончелистов. Не часто можно стать свидетелем такого массового, впечатляющего зрелища. Недаром от многих иностранных музыкантов можно услышать слова удивления: «Откуда у вас так много играющих виолончелистов?»

Авторитет молодого клуба скоро так укрепился, что привлек к себе внимание самых выдающихся исполнителей. Так, в 1965 году в нашей стране гастролировал испанский виолончелист Гаспара Касадо. До этого он был членом жюри II конкурса имени П. И. Чайковского и, приехав на этот раз в Москву, встретился с музыкантами по приглашению нашего клуба. Творческая встреча произвела на него большое впечатление. Внимание к нашей работе проявил и французский артист Пьер Фурнье, член жюри III Международного конкурса имени Чайковского (1966 г.), также высоко оценивший деятельность клуба.

-4

Если говорить о росте его популярности, то можно указать и на такой знаменательный факт, как выступление ансамбля не только в Москве, но и в Рижской консерватории, Домском соборе в Риге; коллективу была оказана честь выступления на празднике искусств для сельских тружеников Кораблинского, Ряжского и Новодеревенского районов Рязанской области, в концерте, проходившем в Московской консерватории в дни VI Всесоюзного съезда композиторов, и т. д.

Для творческой характеристики ансамбля может служить работа над самыми сложными произведениями, написанными для виолончели. Тут можно вспомнить исполнение пьесы латышского композитора Яниса Иванова, «Бразильской Бахианы» Вила Лобоса для голоса и виолончелистов, в котором приняла участие певица Большого театра Союза ССР лауреат премии Ленинского комсомола Галина Калинина.

Благодаря деятельности клуба на сцене ЦДРИ были проведены вечера памяти выдающихся советских мастеров, таких, как Анна Любошиц, первая из отечественных виолончелистов удостоенная звания заслуженной артистки республики, Святослав Кнушевицкий, Сергей Ширинский.

Успех выпал на долю ансамбля при исполнении «Импровизаций» Д. Б. Кабалевского. Написанное для фильма «Петербургские ночи», это произведение предназначалось для скрипки, но сделанное переложение для виолончели и исполненное ансамблем ЦДРИ, оно вызвало одобрение самого композитора. По его мнению, ансамбль понял импровизированный характер произведения и полностью передал его сущность. Здесь необходимо выделить тот факт, что исполнение, как задумано, шло без дирижера. Это имеет принципиальное значение для деятельности коллектива.

-5

Дело в том, что еще в начале 70-х годов музыкальная секция ЦДРИ провела дискуссию о возможности создания симфонического ансамбля без дирижера. Опыт подобного рода уже имелся. Можно сослаться на пример деятельности заслуженного коллектива республики первого симфонического ансамбля («Персимфанс»), существовавшего в 1922—1934 годах. Участники дискуссии обменялись мнениями о продолжении интересного опыта. Виолончелисты взяли опыт «Персимфанса» на вооружение. Исполнение, в частности, «Импровизаций» Д. Б. Кабалевского явилось свидетельством продуктивности работы без дирижера. Такой метод требует дополнительных репетиций, но он в то же время повышает ответственность каждого исполнителя, что, естественно, отражается на степени мастерства.

Многие произведения удерживаются в репертуаре ансамбля долгие годы, и новые участники из числа молодежи осваивают репертуар прошлых лет. Одним из таких популярных произведений является классический «Полет шмеля» Римского-Корсакова.

Чтобы судить о высоком профессиональном мастерстве исполнителей, укажем на широкий, разнообразный репертуар, доступный подлинным виртуозам, — исполнение произведений для виолончели Баха, Генделя, Шуберта, Дворжака, Глинки, Чайковского, Римского-Корсакова, Глазунова, Рахманинова, Шостаковича, Кабалевского, Прокофьева, Цинцадзе, Тактакишвили и др.

-6

Вспоминаю многих мальчиков и девочек с косичками и бантиками, которые удерживали виолончели размером чуть ли не больше самих исполнителей. Теперь некоторые из них — лауреаты Всероссийского и Всесоюзного конкурсов: A. Готгельф лауреат Международного конкурса имени Чайковского, А. Лихно завоевал первый приз на конкурсе в Мюнхене.

Участниками ансамбля в разные годы его существования из числа преподавателей музыкальных школ, студентов Московской консерватории, музыкально-педагогического института имени Гнесиных были: в 60-е годы — Е. Бобовникова, Р. Бройдэ, В. Дитковский, Т. Ермилова, Т. Зайцева, С. Левинский, в 70-е годы — С. Бурова, Л. Дмитриева, О. Пустовойт, О. Сарычева, Н. Чернова. В последние годы неизменные участники ансамбля — О. Беляева, С. Манакова, О. Савоськина, А. Созиев, Й. Степанова, А. Чаплыгина. Мы приводим далеко не все имена участников клуба виолончелистов на протяжении многих лет его существования. Да это и невозможно сделать. Как уже говорилось, клуб давно уже стал центром массовой работы с виолончелистами, и количество его участников неизменно возрастает.

В настоящее время работу здесь возглавляет народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР Даниил Борисович Шафран. Деятельность выдающегося представителя советской виолончельной школы заметно сказывается на работе этого творческого коллектива ЦДРИ.

С величайшей благодарностью за прекрасный вечер — с чувством дружбы и расположения.

Пьер ФУРНЬЕ — французский виолончелист, член жюри Международного конкурса имени П. И. Чайковского (1966)

#ЦДРИ #книга #история #домнапушечной #вмоскве #кузнецкиймост #домискусств #воспоминания #культура #искусство