История добычи известняков в Еленовских карьерах относится к периоду бурного развития капитализма в Российской империи.
В стране началось строительство фабрик, заводов, многие из них принадлежали зарубежным капиталистам. Одним из первых капиталистов на юге России был английский промышленник и предприниматель Джон Юз.
18 апреля 1869 года между царским правительством и Юзом был подписан договор о создании акционерного общества под названием “Новороссийское общество каменноугольного, железного и рельсового производства”.
В этом же году в районе Масловки, Нестеровки и реки Кальмиус (территория современного Донецкого метзавода) Юз заложил шахту и приступил к строительству металлургического завода.
В районах этих сел и были расположены рудники Новороссийского общества: Новотроицкий и Каракубский, в недрах которых в непосредственной близости друг от друга залегала железная руда и известняки.
Основные запасы железной руды, на которой работал металлургический завод, находились вблизи ст.Еленовка в 5 верстах на юг у села Александринка.
Первыми жителями села Александринка были греки, которые в 1820 г. в балке Далын-Тарама основали хутор. В 1840 году начали приезжать крестьяне с Полтавской и Харьковской губерний. Эти переселенцы и были первыми рабочими, занятыми добычей железной руды и известняка.
С 1885 г. хозяевами горных разработок стали Дэвид Перн и Джон Юз, купившие Еленовские и Александринские земли у царских правителей.
Англичане организовали добычу железной руды и известняка на поверхности Трахтеровой скалы (ныне Восточный карьер). Добыча руды и известняка велась вручную с помощью лома, клина, молота и лопаты, и гужевым транспортом доставлялась на станцию Еленовка.
В 1897 г. начал вести разработку известняка мариупольский купец Василий Шабанов на территории нынешнего Восточного карьера, откуда известняк отвозили на станцию Еленовка для отправки в Мариуполь.
Помимо указанных лиц, горные разработки Еленовского месторождения вели различные акционерные общества.
По данным Донецкого Государственного архива, взятым из Киевского ЦГИЛ (адресная книга горнопромышленных предприятий Юга России), Еленовские известняковые карьеры в начале XX столетия разрабатывало русско-бельгийское акционерное общество.
Работы проводились вручную, для дробления крупных блоков применялся порох и динамит. Известняк гужевым транспортом доставлялся до станции Еленовка, откуда отправляли Енакиевскому и Мариупольскому металлургическим заводам.
В конце 1912 года на территории, где сейчас расположен Южный поселок поселились крестьяне из Курской, Орловской и Тульской губерний.
Началом промышленных разработок известняков Еленовского месторождения считается 1912 год. В 1914 году было окончено строительство железной дороги от станции Еленовка до горных разработок карьера, известняк вывозили тремя паровозами. Поскольку забои были ниже железнодорожных путей, то приходилось тащить в вагоны на большой подъем.
В этот период на рудниках появляются первые признаки механизации - пневматические молотки "Флотман".
В 1914 году - год начала Первой мировой войны - потребность в металле возрастает, поэтому резко увеличивается добыча известняка для его выплавки. Объем добычи известняков с 1912 по 1914 гг. составил 33, 124 и 231 тыс. т. соответственно.
С 1919 по 1924гг. добыча на Еленовских карьерах была приостановлена, но известняк в незначительных количествах отгружался Макеевскому, Юзовскому, Енакиевскому заводам “Донсоде”. Количество отгружаемых в месяц вагонов не превышало 150.
В 1924 году на базе бывших Еленовских известняковых карьеров создается Еленовское карьероуправление “Югостали” - главный поставщик флюсов для возрождающейся металлургии Донбасса.
До 1931 года добыча известняка проводилась вручную. Известняк тачками грузили в ж.д. вагоны закрытого типа. Несколько позже вместо тачек стали пользоваться вагонетками типа "Вагнеровские” и “Коппель” с опрокидывающими кузовами, которые подтягивались к бункерам с помощью лебедки.
Первый электрический экскаватор БИ-50 появился на Еленовских карьерах в 1929 году. Несколько позже появляются экскаваторы фирмы “Шкода”, первые станки канатно-ударного бурения фирмы “Стар”.
В октябре 1933 года осуществлен пуск I секции ДОФ-1 (дробильно-обогатительной фабрики).
В 1934-1935 гг. введены в эксплуатацию механизированные участки Комсомольский и Первомайский, преобразованные затем в Доломитный и Восточный рудники соответственно. Введена в строй 2-я секция ДОФ.
В 1938 г. добычные участки переименованы в рудники «Базалиевый», «Комсомольский», «Центральный», «Восточный», а Еленовское карьероуправление — в рудоуправление.
В 1939 г. в Еленовском рудоуправлении экскаваторный парк уже состоял из 25 экскаваторов различных марок, бурение осуществлялось 39 ударно-канатными станками и 38 перфораторами. Несмотря на высокие темпы механизации горных работ, ручная добыча существовала вплоть до 1941 г. Механизированная добыча известняка обеспечивала сырьем ДОФ, а добывавшийся ручным способом известняк отправляли непосредственно на металлургические заводы. Транспортирование сырья от экскаваторных забоев на ДОФ, а пустых пород в отвалы осуществлялось железнодорожным транспортом по широкой колее в думпкарах грузоподъемностью 20-40 т.
В предвоенном 1940 г. Еленовское рудоуправление произвело 4,2 млн т. товарного известняка, что составило 60 % республиканского и 40 % общесоюзного производства.
В 1941 году при приближении фронта предприятие было эвакуировано на Урал, в состав горного управления Магнитогорского металлургического комбината.
В сентябре 1943 года после освобождения Советской Армией Донбасса от оккупантов началось восстановление Еленовского рудоуправления (с 1938 года карьероуправление переименовали на рудоуправление, действующие участки - в рудники: Базалиевый, Комсомольский, Центральный, Восточный).
В сентябре 1943 г. после освобождения Донбасса от немецко-фашистских захватчиков началось восстановление Еленовского рудоуправления. В кратчайшие сроки были восстановлены электроподстанция, рудники, ДОФ, железнодорожные пути, жилой фонд, культурно-бытовые учреждения. Уже в 1944 г. в работе находились 4 экскаватора и было произведено 800 тыс. т товарной продукции.
К 1950 г. разрушенные 1-я и 2-я секции ДОФ были полностью восстановлены, а строившиеся 3-я секция ДОФ, ремонтно-механический цех, литейное отделение, центральная парокотельная, паровозное и вагонное депо, центральный склад были введены в эксплуатацию. Рудоуправление в 1950 г. произвело 4,9 млн т товарной продукции, что превысило довоенный уровень производства на 700 тыс. тонн. Ручная добыча на рудниках была полностью заменена механизированной.
В 1950-1960-х годах введены в эксплуатацию новые производственные мощности, которые способствовали как развитию сырьевой базы предприятия и наращиванию объемов производства, так и расширению ассортимента производимой товарной продукции с более глубоким переделом — обожженных доломитов для металлургических предприятий юга европейской части страны: карьер «Стыльский» с инфраструктурой; ДОФ-2 для переработки Стыльских доломитов; доломитообжиговый завод, основой которого являются три вращающиеся печи длиной 90 м и диаметром 3,6 м для производства доломитов, полученных в режиме высокотемпературного обжига. Построен газопровод высокого давления и осуществлен перевод вращающихся печей с газомазутного на газовое топливо. Закончено строительство облицованного железобетоном нового русла р. Сухая Волноваха в районе нынешнего карьера «Восточный». Тогда же введен в эксплуатацию Восточно-Доломитный рудник.
Еленовское рудоуправление было переименовано в Докучаевский флюсо-доломитный комбинат в 1961 году.
В послевоенный период карьеры стали оснащаться новым оборудованием: экскаваторами отечественного производства СЗ-З, ЭКГ-4, ЭШ-4/40 Уральского, Новокраматорского и других заводов. К 1950 году ручная добыча была полностью заменена механизированной. Станки ударно-канатного бурения "Металлист” заменены в 60-е годы на станки модели БУ "Уралец”, а затем более мощными УКБ, диаметр скважин был увеличен до 230 мм. На станках УКБ были механизированы все трудоемкие процессы.
В целях повышения производительности бурения взрывных скважин на комбинате внедрены станки шарошечно-вращательного бурения БСВ - опытный образец, который сконструирован в 1959 г. работниками комбината, а затем серийно освоен Ясиноватским машиностроительным заводом.
В послевоенный период транспортировка горной массы с рудников производилась паровозами серии 55, а вывозка готовой продукции с ДОФ на ст.Еленовка - паровозами серии СО.
В 1960 году паровозы 55 серии были полностью заменены более мощными серии СО.
Думпкарный парк пополнился думпкарами грузоподъемностью 60- 80 т.
На Доломитном руднике был построен электрифицированный участок, протяженностью 12 км, на котором испытывались опытные образцы электровозов переменного тока Д-100 и Д-100м Днепропетровского электровозостроительного завода.
С начала 1966 года электрифицированы участки ж.д. путей ст. ДОФ-1 ст.Еленовка-П, протяженностью 25 км и ст.Виноградная - ст.Обжига - 34 км. Железнодорожная транспортировка отходов с ДОФ-1 в отвалы заменена конвейерной. Перевод ж.д. транспорта с паровой тяги на электрическую был завершён в 1972 году.
В 1976 г. введена в эксплуатацию 1-я секция, а в 1984 г. — 2-я секция ДОФ-3, предназначенные для производства товарных усредненных доломитизированных известняков фракций 5-25 и 20-50 мм. Изготовлен на базе самосвала БелАЗ дизель-электрический «перегонщик» для перемещения экскаваторов без подключения к ЛЭП.
Наряду с наращиванием объемов производства и расширением номенклатуры выпускаемой продукции постоянно внедрялась новая техника и оборудование, совершенствовалась технология ведения буровзрывных и горных работ:
- Ударно-канатные станки УКБ были заменены на станки шарошечного бурения БСВ, а затем на более современные и производительные СБШ-250МН-32, что позволило улучшить и условия труда бурильщиков и повысить их производительность при бурении взрывных скважин более чем в три раза;
- Внедрено многорядное взрывание с использованием диагональной схемы и пиротехнических замедлителей КЗДШ-58, что дало возможность увеличить время воздействия взрыва на массив горных пород, тем самым было достигнуто улучшение степени дробления взорванной горной массы, снижен выход негабарита с 15 до 2-3,5 %, уменьшена ширина развала взорванной горной массы, что немаловажно при работе на железнодорожном транспорте;
- В качестве взрывчатых веществ начали использовать аммонит № 6ЖВ, тротил, граммонит 79/21;
- На выемочно-погрузочных работах в забоях экскаваторы СЭ-3 заменены на ЭКГ-4,6, а впоследствии ЭКГ-5А и ЭКГ-8И;
- На железнодорожных отвалах установлены экскаваторы ЭКГ-4,6, что позволило многократно сократить объем работ по передвижке железнодорожных путей; с целью механизации трудоемких работ по укладке балласта при устройстве верхнего строения железнодорожных путей приобретены 7 хоппер-дозаторов; транспортирование отходов железнодорожным транспортом в отвалы ДОФ переведено на конвейерный транспорте применением консольных отвалообразователей.
- На железнодорожном транспорте параллельно с заменой паровозов 55-й серии на более мощные серии СО начался этап электрификации путей и постепенной замены паровозов на электровозы. По состоянию на 1967 г. протяженность электрифицированных железнодорожных путей составила 97 км: был электрифицирован участок пути перегона ст. «Обжиг» — ст. «Стыла» и завершена электрификация всех путей внешнего сообщения.
В 1968 г. на комбинате уже эксплуатируются 7 электровозов переменного тока Д-100, а также 32 паровоза серии СО и 55-й серии. В 1969 г. получена первая партия электровозов ЕЛ-10 производства ГДР Парк думпкаров грузоподъемностью 40 т в 1966 г. был заменен на думпкары грузоподъемностью 60-80 т, которые, в свою очередь, в конце 1990-х годов были заменены на думпкары грузоподъемностью 105 т. В 1980 г. выведены из эксплуатации последние паровозы серии СО. С этого времени на предприятии эксплуатируются тяговые агрегаты ОПЭ-1А, ЕЛ-10 и тепловозы различных марок. В 1983 г. общая протяженность железнодорожных путей составила 250 км, при этом 186 км из них были электрифицированы.
С 1974 по 1976 г осуществлён перевод карьера «Центральный» на систему разработки месторождения комбинированным автомобильно-железнодорожным транспортом с устройством экскаваторных перегрузочных пунктов, что было вызвано необходимостью углубки карьера и относительно небольшими его размерами, затруднявшими применение железнодорожного транспорта при вывозке горной массы непосредственно из экскаваторных забоев. В дальнейшем на систему разработки комбинированным транспортом были переведены карьеры «Доломитный» (1982 г.) и «Восточный» (1994 г.)
На автоперевозках горной массы в карьерах применялись самосвалы БелАЗ грузоподъемностью 27 т, парк которых по мере износа и перехода Белорусского автозавода на выпуск более мощных самосвалов переоснащался на машины грузоподъемностью 40 т, а затем 42 т.
В 1988 г. началось внедрение в карьере «Центральный» циклично-поточной технологии (ЦПТ) добычи обычных известняков по проекту, разработанному силами проектно-конструкторского отдела комбината и проектного института «Укргипроруд» (г. Харьков). В начале 1991 г. строительство было завершено, и до конца года по данной технологии произведено 1,92 млн т товарной продукции.
Разразившийся в 90-е годы прошлого века мировой экономический кризис вызвал снижение производства в черной металлургии и других отраслях промышленности — потребителях продукции комбината и резкое сокращение ее экспорта в страны СНГ. Вследствие высокой инфляции и избытка известняковой продукции на внутреннем рынке страны рентабельность производства значительно снизилась.
Главной стратегией выживания комбината в этот сложный период было повышение конкурентоспособности производимой товарной продукции за счет улучшения ее качества, снижения себестоимости и более выгодного ценового предложения по сравнению с конкурентами.
Поставленная цель была достигнута путем:
- изменения режима горных работ на карьерах комбината по результатам выполненного специалистами комбината горно-пространственного и горно-геологического анализа карьерных полей: в зоне ведения добычных работ темпы их понижения были увеличены, а в зоне вскрышных работ — снижены или вскрываемые участки были полностью переведены в режим временной консервации; установленный новый режим горных работ позволил существенно уменьшить объемы извлекаемой вскрыши, снизить грузооборот технологического автотранспорта на перевозках вскрыши, сократить затраты на ведение вскрышных работ, снизить себестоимость добываемого сырья;
- организации временного внутреннего отвалообразования на карьерах «Центральный» и «Восточный», а также постоянного внутреннего отвалообразования на карьерах «Доломитный» и «Стыльский»; тем самым было достигнуто улучшение горнотехнических условий работы самосвалов на перевозках вскрыши (сокращены расстояния откатки, снижена высота подъема), поддержана провозная способность парка большегрузных самосвалов, сокращено потребление дефицитных и дорогостоящих горючесмазочных материалов и автомобильных шин;
- увеличения объема и доли производства в общем объеме товарной продукции, произведенной по ресурсосберегающей циклично-поточной технологии при соответствующем сокращении объема и доли производства аналогичной продукции, но с более высокими затратами на ДОФ-1.
На карьерах комбината в 1999 г. была проведена серия успешных опытов по взрыванию скважин в необводненных горных массивах с использованием дешевого взрывного вещества (ВВ) «Гранулит КС-1». С целью обеспечения широкого использования дешевых ВВ собственного изготовления в 1999 г. был выполнен проект на строительство, построен и введен в эксплуатацию комплекс для производства указанного ВВ, закуплен и переоборудован автобетоносмеситель на базе автомобиля КРАЗ.
В дальнейшем при сотрудничестве комбината и ИГТМ АН Украины были разработаны: простейшее взрывчатое вещество ПВС-1У с низким кислородным балансом; технология откачки воды из взрывных скважин; конструкция скважинных зарядов в полиэтиленовых рукавах с использованием простейших ВВ для слабо- и среднеобводненных взрывных скважин. Реализация этих разработок дала возможность расширять сферу использования дешевого ВВ собственного изготовления и довести долю их потребления в 2003-2004 гг. до 80 %.
В 2001-2002 гг. была внедрена технология обжига доломита во вращающихся печах с введением железосодержащих спекающих добавок, что позволило снизить температуру обжига и уменьшить удельный расход природного газа. С целью недопущения падения объемов производства обожженной продукции в связи с сокращением мартеновского производства стали специалисты комбината в 2003 г. разработали состав и технологию производства обожженного доломита флюсового (ОДФ) для использования металлургическими предприятиями в конвертерном производстве стали.
В 2002-2003 гг. была выполнена реконструкция электрофильтра для вращающейся печи № 3.
В 2001 г. на базе списанного тепловоза и в 2004 г. на базе моторного думпкара электровоза изготовлены и введены в эксплуатацию два толкателя, применяемые в качестве тяговых агрегатов при погрузке готовой продукции из бункеров цеха обжига доломитов и ДОФ-3, что позволило более эффективно и рационально использовать электровозы ОПЭ-1, сократить простои вагонов в ожидании погрузки.
В связи с наметившимся сокращением спроса на фракцию 0-20 мм производимой ЦПТЛ, в 2004-2005 гг. силами комбината был спроектирован и построен узел рассева фракции 0-20 мм на фракции 5-20 и 0-5 мм. Такое решение дало возможность расширить круг потребителей и ассортимент товарной продукции; увеличить спрос на эти виды продукции и ликвидировать возникшее «узкое место»; создать предпосылки к увеличению объема и доли производства товарной продукции по ресурсосберегающей циклично-поточной технологии.
В 2005 г. сотрудники комбината разработали технологию брикетирования доломитовой обожженной муки, являвшейся отходом производства, и проектную документацию на строительство линии брикетирования.
В 2006 г. силами предприятия проект был реализован. Производимые брикеты по химическому и гранулометрическому составу соответствуют ожелезненному доломитовому флюсу, который используется в кислородно-конвертерном производстве стали. Использование отходов в качестве вторичного сырья в производстве цеха обжига доломита позволило сократить затраты на выпуск обожженной продукции на 7-10 % и снизить удельный расход природного газа на 6-8 %.
Тогда же построен бункер-подогреватель для вращающейся печи № 3, предназначенного для предварительного подогрева отходящими газами печи сырья, подаваемого на обжиг, до температуры 400-450 °С. Реализация проекта позволяет снизить удельный расход природного газа на 8-10 %.
В конце 2011 г. комбинат освоил производство негашеной комовой извести для агломерационного производства металлургических предприятий, имеющей следующие основные показатели: содержание (СаО+МgО) — не менее 91 %; S — не более 0,07 %; потеря массы при прокаливании — не более 3 %.
В тот период также разрабатывалась технология производства высокомагнезиальных флюсов для конвертерного производства стали, содержащих не менее 50 % МgО.
В 2006-2007 гг. построен железнодорожный путь от ст. Комсомольская к складу ВВ протяженностью 1,6 км, а существовавший железнодорожный заезд демонтирован, что позволило расконсервировать северную часть Восточно-Комсомольского участка для ведения горных работ карьером «Доломитный». Одновременно на карьере были выполнены горные работы и введен в эксплуатацию на северо-восточном борту экскаваторный перегрузочный пункт. Это дало возможность более чем вдвое уменьшить объем вывозки сырья из карьера железнодорожным транспортом (высота подъема 50 м) и на 1,3 км сократить расстояние транспортирования сырья на ДОФ.
На карьере «Восточный» в 2005-2008 гг. за счет использования вмещающей вскрыши, извлекаемой при ведении добычных работ, был построен транспортный доступ и сформированы схемы вскрытия верхней группы добычных горизонтов на северном рабочем борту карьера.
С целью поиска решения по снижению затрат на взрывные работы в сильнообводненных горных массивах в 2009 г. были проведены опытные взрывы с использованием эмульсионных ВВ ЭРА-АМ и неэлектрической системы инициирования Прима-ЭРА производства ГП НПО «Павлоградский химический завод», а в 2010 г. — с использованием ЭВВ «Украинит ПП-2Б» производства ЗАО «Промвзрыв», г. Запорожье. По результатам технико-экономического анализа предпочтение было отдано ЭВВ «Украинит ПП-2Б», и с 2011 г. началось широкое его использование.
С 2005 по 2012 г. были приобретены и введены в эксплуатацию на карьерах 6 дизельных гидравлических экскаваторов типа «обратная лопата»: Volvo EC360BLc — 1 ед.; Volvo EC460BLc — 4 ед.; Hyundai R800LC-7A — 1 ед. С целью дробления негабаритных блоков экскаваторы укомплектованы гидромолотами Atlas Copco 2200НР, НВ3000 и НВ3100. Гидравлические экскаваторы успешно применяют для ведения выемочно-погрузочных работ на рыхлой и полускальной вскрыше, а также на горно-строительных работах при вскрытии нижележащих сильнообводненных добычных горизонтов.
В связи со вскрытием нижележащих сильнообводненных горизонтов на карьерах «Центральный», «Восточный» и «Стыльский» проведена реконструкция карьерных водоотливов с заменой насосного оборудования и водоводов.
Для обеспечения ритмичной отгрузки товарной продукции в железнодорожный транспорт с напольных складов ДОФ приобретен колесный погрузчик Volvo L220E.
Горнотранспортный цех комбината, обеспечивающий перевозки горной массы на карьерах, приобрел 22 самосвала БелАЗ грузоподъемностью 42-45 т и шарнирно-сочлененные самосвалы Volvo А35Е (1 ед.) и Bell B35D (1 ед.). В настоящее время самосвалы БелАЗ-75473 с двигателями КТА19-С составляют основу автопарка горнотранспортного цеха.
Бульдозерный парк карьеров пополнился двумя тяжелыми гусеничными бульдозерами Т-25 и Т-35, а также шестью колесными бульдозерами на базе тракторов К-701 и К-702.
Комбинат является крупнейшим налогоплательщиком Докучаевска и вносит большой вклад в развитие города.