Медицинская сестра Федерального научно-клинического центра ФМБА России приоткрывает нам дверь в мир бесплатной медицины. Сегодня мы сможем узнать больше о том, что чувствуют и что видят медработники, спасающие людей в своих экстремальных условиях.
Мы сегодня с вами говорим о подкорках жизни и работы в сфере медицины. Расскажите, как ваше самочувствие? Не болеете?
Погода становится несносной, но я крепкий орешек, так что все в порядке. Держу себя в тонусе и здоровой.
Это отлично! Подскажите, сколько лет вы уже работаете в медицинской сестрой и как собственно так получилось, что вы выбрали для себя такую профессию?
Сейчас я уже работаю целых 6 лет в медицине. К этому я пришла через позывы родительских наставлений, а изначально, когда я только начала во всем этом крутиться и узнавать, мне было безумно интересно. Но с годами, как при правило, происходит выгорание.
Получается, сейчас вы не совсем уверены в своей работе?
На самом деле я безумно люблю свою работу. Люблю людей и люблю делать их счастливыми и здоровыми, но в нашем современном мире человеческие качества вымерли.
Что вы имеете в виду?
Как вам сказать? Люди перестали ценить медработников, они только и делают, что требуют. Какая-либо мотивация и прогресс всех медицинских сотрудников и организаций, как мне кажется, стала спадать на нет.
Вы говорите о пациентах или о других сотрудниках подобных организаций?
О других специалистах. Но я говорю в общем – о людях вышестоящих. Если раньше медицина развивалась ежедневно и к нам приходили европейские стандарты, то сейчас в России с каждым годом все меньше и меньше приходит каких-то нововведений, потому что это очень дорого и госорганизации не хотят это закупать. А мотивация падает и падает. Касаемо сотрудников и труда, раньше были хорошие выплаты, а сейчас их изъяли. Тем не менее, я не могу не любить свою работу, для меня самое важное – чтобы люди были здоровыми. Хотелось бы, конечно, чтобы улучшили не только коммерческие учреждения, но и государственные, а также повысили мотивацию для сотрудников, понимаете? Чтобы был какой-то взаимообмен.
Слаженная работа – это очень важно, я понимаю. Без мотивации, а тем более денежной, в действительности бывает трудно. И все же, если мы говорим сложностях, какие аспекты медицинской практики кажутся вам наиболее трудными?
Не могу точно ответить. Могу только сказать, что все вещают, якобы медицина выходит на новый уровень, медицина то и это, но на деле получается, что люди очень долгое время висят в программах и очередях, чтобы для них появилась активная открытая запись. Очень хотелось бы, чтобы этот момент можно было урегулировать.
Видно, что вы очень заботитесь о пациентах. Но мы говорим о вас, поэтому нам все-таки интересно узнать, есть ли что-то, что конкретно вас напрягает или затрудняет в вашей работе?
Ну (мнется), мне чаще всего трудно дается коммуникация с такими пациентами, которые не понимают назначенного лечения. То есть мне приходится долгое время разъяснять пациенту о прохождении или важности его лечения. Часто именно это затрачивает огромное количество времени и сил, чтобы просто-напросто объяснить.
Как вы думаете, у вас есть лично ваша философия в медицине и лечении пациентов?
Пропаганда здорового образа жизни (смеется).
А вы сами придерживаетесь его или это применимо только для пациентов?
Да, конечно. Я, помимо физической активности, стараюсь контролировать питание, а также ежегодно прохожу медицинские осмотры и обследования. Ну а наше население, как правило, не обращается за медпомощью до тех пор пока все не будет совсем плохо или они не будут находиться в предсмертном состоянии. Но их тоже понять можно, у нас в России даже нет бесплатного прохождения check-up, хотя я бы очень хотела, чтобы такие программы были. Мы все давно обращаем внимание, что все хорошее – платное, а если это платно, то всегда дорого.
Не могу не согласиться. Я сама начала замечать, что бесплатная медицина начинает немного подводить в этом плане. Вы сейчас работаете в государственном учреждении, а такие клиники заметно отличаются от частных, скажите, влияет ли это на ваших коллег? Как вы в целом сотрудничаете с другими медсестрами и врачами?
Вы правы, частные клиники это совсем другой уровень, в государственных больницах все делается можно сказать на «отвали». Но что касается взаимоотношений с коллегами – они у меня просто хорошие.
Просто хорошие? Вы прекрасно ладите?
Я не конфликтный человек. Я просто стараюсь не общаться с агрессивными личностями.
Могу ли я предположить, что это для вас не очень приятная тема?
Подловили (смеется), на самом деле, да. Вообще, на работе я не раз сталкивалась с враждебно настроенными сотрудниками, которые проявляли агрессию не только на своих коллег, но и пациентов. А найти ответ, почему руководство не устраняет и не решает эти проблемы, я не могу. Для меня такое поведение дико и я стараюсь по этой причине с ними не контактировать лишний раз. Сейчас я выбираю тех, с кем мне комфортно работать, спокойных и более адекватных, тех людей, которые соблюдают чувство такта. Я думаю, что когда коллеги находятся в хороших взаимоотношениях, то уровень профессионализма возрастает и рабочий процесс идет спокойно и легко.
Это довольно интересно узнавать, как на самом деле обстоят отношения медработников за дверьми палаты пациента. Мне стало интересно, а были ли у вас разногласия с докторами? Можете ли вы рассказать мне о случае, когда вы не согласились с другим врачом?
Я вспоминаю, что когда я только начинала работать в другой больнице, у меня такой случай был. Я тогда была помоложе и имела какие-то идеалистические представления, что врачи наши спасатели. У меня был один случай, я тогда осталась на суточное дежурство и у меня на глазах пациентка упала в обморок. То есть, у нее закатились глаза, стали чернеть зрачки и в этот момент я вместе с дежурным доктором влетела в палату как ошпаренная. Врач этой пациентки уже стоял там и просто смотрел, как женщина уже на полу лежала и не дышала. В тот момент он должен был оказать ей медицинскую помощь, должен был начать качать ей сердце по методическому руководству. На он просто отказался это делать и сказал, что уже наступила клиническая смерть. Я, конечно, не врач, но у меня тоже медицинское образование имеется, я же сестра как никак, вы меня извините. Я просто посмотрела на него и начала все же качать ей сердце сама своими силами, но тогда женщина так и не пришла в себя и умерла. Эта ситуация была донесена тогда до руководства, лечащий врач пациентки был не прав, но его не особо сильно наказали, не уволили, всего лишь лишили выплат, а он еще там что-то сказать пытался.
Я правильно понимаю, лечащий врач просто отказался даже попробовать помочь откачать пациентку?
Верно, по протоколу он в любом случае должен был это сделать, потому как пациентка была в стационаре, а не в скорой. Когда она упала, прошло несколько минут всего и за этот срок сердце вполне можно было завести. Можно было вызвать реанимационную бригаду или воспользоваться дефибриллятором, но нет. Вообще, по всем показаниям ее вполне можно было спокойно к жизни вернуть, но как показывает статистика, случаи, подобно этому, происходит довольно часто. В моей больнице сейчас такое тоже случается. Врачи смотрят, как люди умирают с пустым лицом и никто не собирается никого спасать, они просто мирно идут пить чай. А то смотрите, их от отдыха еще одной смертью отвлекли.
Мы говорили о бесплатной и платной медицине, думаете такое отношение врачей может быть с этим связано?
На прямую! Происходит разделение коммерческой и бесплатной медицины! Все медработники любыми путями будут помогать вам, утешат, да с того света вытащат, но это до тех пор, пока деньги капают. А если не заплатили, то человеку только по ручке погладят, а потом просто пишут протокол о смерти, вот и все.
Как вы справляетесь с подобными случаями, видя такую несправедливость?
Мне сложно, я как-то работала с онкобольными, так у меня сердце на части разрывалось. Я об этом очень много говорю с коллегами. Просто чтобы они имели милосердие помогать тем, кого спасти по факту могут. Они, конечно, кивают, но у нас обычно тренинги наши об этом рассказывают.
Медицинские тренинги?
Да. Нас учат помощи больным, призывают быть добрее к пациентам, относиться с пониманием и заботой.
А лично вам эти тренинги помогают? Может расскажите о каком-то из ваших самых больших достижений?
Ну, то, что я сердце качала это не достижение наверное (смеется), но я думаю, что сам мой опыт и любая сестринская манипуляция это уже огромное достижение. То, что я трепетно и с пониманием отношусь к пациентам, проношу их горе через себя – это оно и есть, я думаю.
Вы говорите об особенном и трепетном отношении, но были ли на вашей практике ошибки?
Когда я только начинала работать ошибки были, да и сейчас есть временами. Были моменты, когда я неправильно вводила препараты: либо слишком медленно, либо слишком быстро. Для каждого пациента индивидуальный подход в введении препарата, так как не каждому подойдет то, что подошло другому. Это в целом вызывает различные реакции в организме и с этим нужно быть осторожным.
Вы рассказали о халатности врачей и немного о ваших личных ошибках, но что насчет ваших обязанностей по отношению с обязанностями докторов? Как считаете, вы равны?
Я думаю, что врачи назначают лечение, а мы выполняем (пожимает плечами). Мы сосуществуем вместе, один без другого не может. Так всегда – исполнитель и назначающий; мы как в круговороте.
То есть, вы все-таки считаете, что вы на равных?
Наши профильные образования отличаются, но мы друг без друга не можем. Это в любом направлении, ведь даже на операциях врачи не могут без сестер-ассистентов. Так всегда было, есть и будет.
Сосуществовать и сотрудничать друг с другом – это, безусловно, важно. Мы состоим в мире, где преобладают коммуникации и решение проблем в кругу людей, которые в ней разбираются. Спасибо, Марина, за это интервью! Ваша работа действительно важна и нам было очень интересно узнать немного больше о занавесочной стороне медицины изнутри.
Спасибо вам! Мне было приятно раскрыть немного правды!
check-up* — проверять* — это комплексное медицинское обследование, предназначенное для ранней диагностики различных заболеваний. Вид чек-апа выбирает пациент, после консультации со специалистом. По завершению обследования пациент получает подробное заключение о состоянии своего здоровья и рекомендации врача в отношении профилактики или лечения.