Найти в Дзене
Авторская гостиная

Домик окнами в сад ( часть 3)

Начало

Анна тогда почернела от горя и даже хотела наложить на себя руки, но ее остановила лишь Галинка, которая смотрела на мать испуганными глазами. И хотя прошло уже много времени с того времени, но боль по рано ушедшему сыну до сих пор была острой для Анны. Митина невеста Зоя через несколько лет вышла замуж и уехала жить в соседнее село, но когда приезжала к родителям, то обязательно заходила к несостоявшейся свекрови и они, обнявшись, плакали, глядя на фотографию Мити, с которой он с улыбкой смотрел на них.

- Ох-хо-хо, - Анна Григорьевна с трудом поднялась со стула,- Как же на душе тяжело, так не хочется покидать родимый дом, словно кусок сердца вырываю из своей груди. Не стоило мне соглашаться на предложение дочери, переехать к ней, что я там буду делать одна в городской квартире? Галя целый день на работе, а я буду сидеть в четырех стенах. Здесь то можно к соседям сходить, да и просто посидеть на лавочке возле дома, обязательно кто нибудь из односельчан подойдет и присядет рядом, поговорю то с одним, то с другим, глядишь и день пройдет.

Она прошла во вторую комнату, где находилась ее кровать и поправила угол покрывала.

- Спать теперь буду не на мягкой перине, а на модном диванчике,- размышляла она, - В прошлый раз, когда ночевала у дочери, всю ночь глаз не сомкнула, уж очень жестким он мне показался. Но теперь придется привыкать, никуда не денешься. А если у Антона будут каникулы, что же, ему на полу спать?- она покачала головой,- Может отказаться от переезда, пока не поздно? Да дочку не хочется расстраивать. Она уже договорилась на счет машины , неудобно получится перед чужим человеком.

Анна Григорьевна снова вышла во двор, проверила замок на сарае, закрыла калитку в огород на вертушку. Она несколько лет ничего не сажала, не позволяло здоровье, чтобы ухаживать за овощами, лишь в палисаднике перед окнами росла сирень и радовали глаза цветы, которые назывались ,как «золотой шар».

Когда был жив Павел, то в огороде была посажена и картошка, и помидоры, огурцы, зелень, всего понемногу, но им на двоих хватало. В погребе на полках стояли банки с соленьями, когда поспевала ягода, Анна варила вкусное варенье, с которым Павел любил пить чай зимними вечерами. А ей одной сейчас ничего и не надо. Пару ведер картошки она покупала у соседей и ей вполне их хватало, она не особо любила картошку, использовала ее если нужно было сварить суп, да и без солений вполне обходилась. Покупала у этих же соседей несколько кочанов капусты и, нашинковав ее, квасила в небольшой эмалированной кастрюле, которая всю зиму стояла у нее в сенях. Анна зачерпывала чашкой немного капусты с кусочками льда, нарезала лук и заправляла все постным маслом, а затем отрезала себе хлеб и с удовольствием ела ее.

На улице стало смеркаться и Анна Григорьевна вернулась домой. Она включила свет и, разогрев гречневую кашу, которую приготовила еще утром, немного поела и, убрав со стола, села штопать носок, чтобы хоть немного отвлечься от грустных мыслей. Затем включила телевизор, чтобы послушать последние новости, но вскоре переключила на другой канал, по которому шла развлекательная передача. Анна Григорьевна смотрела на экран, но мысли ее были где-то далеко.

Она вспоминала, когда они с Павлом были молодыми, полными сил, как радовались, когда заселялись в этот дом. Несколько лет они жили с родителями Павла, свекровь со свекром относились к молодой невестке хорошо. Но Анне всегда хотелось быть хозяйкой в собственном доме и ее мечта сбылась. Она вспомнила, как ходила по комнатам, гладила рукой гладкие стены и счастливее ее ,пожалуй, не было ни одного человека на свете.

А как же они с Павлом радовались покупке каждой вещи. Первой из мебели у них появилась кровать с панцирной сеткой, именно она сейчас стоит в сенях. Потом обзавелись столом, стульями. На окнах появились занавески-задергайки, на подоконниках цвела яркими цветами герань в горшках.

Хорошо они жили с Павлом, душа в душу. Бывали, конечно, между ними разногласия, особенно на первых порах, после свадьбы, молодые были оба, горячие. Но потом как то пообвыклись, пообтесались, да и некогда было выяснять отношения. Много работали в колхозе, занимались домашней работой, ухаживали за скотиной. Держали они тогда корову Милку, пару свиней, кур и гусей. Всех нужно было накормить, напоить, только успевай крутиться.

Митенька подрастал и требовал к себе внимание, потом появилась Галинка и на все у Анны с Павлом хватало времени и сил, успевая и в гости сходить,и к себе пригласить.

По телевизору шла уже другая передача, в которой два политика ругались друг с другом и было ощущение, что они вот-вот подерутся. Анна Григорьевна выключила телевизор и, сняв халат, легла на мягкую кровать, но еще долго ворочалась, сон никак не шел к ней, а в голову лезли воспоминания из прошлого.

Утром Анна Григорьевна проснулась поздно и от того, что в дверь кто-то сильно стучал.

- Мама, открой, - она узнала голос дочери и поспешила встать с кровати.

- Ну, Слава Богу, с тобой ничего не случилось,- в дом вошла взволнованная Галина, - Я стучу, стучу, а ты все не открываешь.

- Ой, дочка, я уснула только под утро, - извиняющимся тоном ответила Анна Григорьевна,- Проспала все на свете. Ты завтракать будешь

- Некогда, мам,- нахмурилась Галина,- Нужно ехать, я с работы только до обеда отпросилась, квартальный отчет нужно сдавать.

Анна Григорьевна засуетилась, бестолково передвигаясь из комнаты в комнату, все валилось из ее рук.

- Это все твои вещи?- Галина кивнула на пакеты, - Я же говорила тебе, что не нужно много с собой брать, все новое тебе куплю,- она взяла один из пакетов и заглянула в него,- Это что за нитки? Что ты из них будешь вязать?

- Носки шерстяные вам с Антошкой,- тихо ответила Анна Григорьевна,- Зимой в них тепло будет.

- Мама!- воскликнула Галина,- Их сейчас никто не носит. В квартире у меня полы с подогревом, а обувь я ношу модельную и твои носки уж точно не надену. Так что, этот пакет откладываем в сторону. А в этом что?- она заглянула в следующий пакет,- Старый халат, кофта и шаль. Куда ты в этом собралась ходить? Новый халат я тебе уже купила, красивый и теплый, кофту отдам свою, думаю, что она тебе понравится, ну а платок...,- Галина задумалась,- Ладно, забирай, ты ведь не захочешь в шапке на улицу выходить.

Галя просмотрела и другие пакеты, вытряхнула из них одежду, которая по их мнению не понадобится матери.

- Ну хотя бы фотографии твоего отца и брата я могу с собой взять?- заискивающе спросила Анна Григорьевна.

Галина вздохнула и, взмахнув рукой, сказала:

- Ладно, забирай. Поставишь их на тумбочку в своей комнате.

На улице просигналила машина.

- Все, мам, поехали. Александр уже нас торопит, - она взяла пакеты с вещами матери и вышла во двор.

Анна Григорьевна в последний раз прошлась по комнатам, перекрестив каждый угол и решительно вышла на крыльцо. Она закрыла дверь на замок и отнесла ключи Марии Ивановне, как с ней и договаривалась накануне.

Усевшись на заднее сиденье в машине, Анна Григорьевна снова посмотрела на свой дом и слеза скатилась по ее щеке.

Галина всю дорогу разговаривала с водителем, а Анна Григорьевна тихо

сидела и смотрела по сторонам на пожелтевшие деревья, которые роняли последнюю листву, на поля, с которых был убран весь урожай и на душе ее было тоскливо, словно она потеряла что-то важное в своей жизни.

Продолжение завтра...