Найти в Дзене

Рабочий лист для 8 класса. Синонимическая замена словосочетаний

Оглавление

Рабочий лист предназначен для использования на уроках, дополнительных и репетиторских занятиях с восьмиклассниками, а также для подготовки к заданию 4 ОГЭ в 9 классе.

1. Работа с текстом

Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Сн…жинки зар…ждаются выс…ко в обл…ках при очень ни…ких т…мпературах. Прои…ходит это так.

На м…льчайших ч…стичках пыли при отр…цательных т…мпературах ф…рмируются криста(л,лл)ики льда. (С)начал… под действием потоков воздуха они нач…нают опуска(т,ть)ся из (за) чего (не)много подта…вают и сл…паю(т,ть)ся друг с другом. (За)тем криста(л,лл)ы (с)нов… подн…маются и подм…рзают (при) этом увеличиваясь в размере, так (как) на них конд…нсируе(т,ть)ся влага из воздуха.

Как только криста(л,лл)ы ст…новя(т,ть)ся слишком тяж…лыми и (не) могут больше удерж…ва(т,ть)ся в обл…ке они нач…нают падать. Но дол…теть до з…мли сн…жинки могут только в том случ…е когда т…мпература воздуха ниже нуля.

Задания:

1. Раскройте скобки, вставьте буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Объясните орфограммы.

2. Определите виды выделенных словосочетаний и типы связи слов в них.

3. Задание на развитие читательской грамотности. Заполните таблицу с опорой на информацию из текста.

-2

2. Новая тема

Проанализируйте словосочетания. Определите типы связи слов в них. Что вы можете сказать об этих парах словосочетаний?

говорил радостно - говорил с радостью

клетчатый шарф - шарф в клетку

двор школы - школьный двор

верхняя полка - полка сверху

Алгоритм

Как заменить словосочетания с одним типом связи синонимичным

словосочетанием с другим типом

  1. Находим главное и зависимое слово.
  2. Определяем их части речи.
  3. Главное слово оставляем в той же форме. Изменяем часть речи зависимого слова в соответствии с таблицей (см. ниже).
  4. Связываем главное и зависимое слово при помощи окончания, предлога и окончания или только по смыслу.

Замена словосочетания с одним типом связи синонимичным словосочетанием с другим типом

-3

3 Упражнения для закрепления

Упражнение 1

Замените словосочетание, построенное на основе одного вида связи, синонимичным словосочетанием с другим видом связи.

комариный писк (с — у) — _________________________________________________________________

ночь без сна (у — с) — _____________________________________________________________________

пели с задором (у — п) — __________________________________________________________________

восторженно произнёс (п — у) — ____________________________________________________________

левый берег (с — п) — _____________________________________________________________________

этаж снизу (п — с) — ______________________________________________________________________

Упражнение 2

Прочитайте предложения. Перестройте их так, заменив выделенные словосочетания синонимичными.

1) Замените согласование на управление.

В этом сезоне в моде клетчатые шарфы.

____________________________________________________________________________________

На полках в шкафчике стояли стеклянные стаканы, фарфоровые кружки и хрустальные фужеры.

____________________________________________________________________________________

Бабушка связала внуку шерстяной свитер.

____________________________________________________________________________________

Издательство выпустило серию детских книг.

____________________________________________________________________________________

2) Замените управление на примыкание.

Малыши с радостью играли в догонялки.

____________________________________________________________________________________

Учитель с удивлением посмотрел на ученика.

____________________________________________________________________________________

Официантка с улыбкой подошла к столику гостей.

____________________________________________________________________________________

Зрители с восхищением смотрели на выступление артистов цирка.

____________________________________________________________________________________

3) Замените примыкание на согласование.

Дома построили на берегу реки справа.

____________________________________________________________________________________

Я нашёл нужную книгу на полке сверху.

____________________________________________________________________________________

Вам нужно спуститься на этаж ниже.

____________________________________________________________________________________

Необходимые приборы расположены на панели сбоку.

____________________________________________________________________________________

Упражнение 3

1. Замените словосочетание «грустно сказал», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. ___________________________

2. Замените словосочетание «бетонная стена», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. ___________________________

3. Замените словосочетание «жизнь моря», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание. ___________________________

4. Замените словосочетание «гордо ответил», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. ___________________________

5. Замените словосочетание «скала в море», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание. ___________________________

6. Замените словосочетание «металлическая решётка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. ___________________________

7. Замените словосочетание «бетонная дорожка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. ___________________________

8. Замените словосочетание «глиняная посуда», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. ___________________________

9. Замените словосочетание «лесные тропинки», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. ___________________________

10. Замените словосочетание «хрустальная ваза», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. ___________________________

11. Замените словосочетание «юношеское сердце», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. ___________________________

12. Замените словосочетание «железный рычаг», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. ___________________________

13. Замените словосочетание «жестяная коробка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. ___________________________

14. Замените словосочетание «яростно рычал», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. ___________________________

15. Замените словосочетание «душевное превосходство», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. ______________________

Файл для распечатки и ответы к заданиям вы можете скачать здесь.

Другие идеи и материалы для ваших уроков на канале "Учительская мастерская" и в группе ВК.