Из всех элементов золото, золото является самым желанным для человечества. Оно представляет богатство, власть, престиж и любовь. Ради этого металла человечество вело войны, убивало, пытало, пересекало пустыни, открывало новые континенты и веками пыталось создать его из других металлов. Поиски способа нанесения тонкого слоя золота на предмет привели к развитию золотого золочения, а затем и гальванического покрытия золотом.
До 1800 г. Существовало два метода нанесения покрытия:
- Водяное золочение, позволяет нанести очень тонкий слой золота, путем погружения образца в раствор хлорида золота. Происходит обменная реакция, когда золото восстанавливается и осаждается на поверхности, а металл окисляется и переходит в раствор в виде хлорида.
- Огненное золочение, позволяет наносить толстые золотые покрытия. Данный метод был описан еще в I веке в трудах Плиния Старшего, а затем во втором веке Феофилом Антиохийским. Чтобы нанести золотое покрытие, сверх тонкий лист золота разрезали на мелкие кусочки. Затем готовили амальгаму золота и ртути, путем смешивания двух веществ. Рекомендуемые пропорции 1 часть золота к 8 частям ртути. Затем полученную амальгаму с помощью кисти наносили на предмет и нагревали пока ртуть не испариться. Это нанесение также называлось «Техникой потерянного ученика» поскольку после трех или четырех покрытий, позолотчик имел тенденцию сходить с ума из-за вдыхания паров ртути.
Позолоченные изделия высоко ценились в эпоху возрождения. Церковь заказывало большое количество изделий для причастия. Дворяне украшали свои большие поместья позолоченной мебелью и амуницией.
Позолоченная броню можно было очень часто видеть на поле боя. Золоченые доспехи указывали на большое богатство владельца, говоря врагу, что этого человека нужно выкупать, а не убивать.
Гальваническое золочение было разработано в 1840 году Генри и Джорджом Элкингтонами, которые получили патент на разработку ванны с цианистым калием для гальванического покрытия золотом.
К 1850 годам золото, серебро, медь и другие металлы коммерчески наносились на различные поверхности. Популярность гальванического золочения во всем мире только росла. В то время как период барокко прошел, вместе с его жемчужиной Версальским дворцом, чрезвычайно богато украшенные, сильно позолоченные стены и мебель вернулись в моду в середине 1800-х годов. С появлением в Европе новых богачей в результате промышленной революции чрезмерно богато украшенные стили периодов барокко и рококо стали рассматриваться как способ произвести впечатление на посетителей богатством и властью владельцев. Восточная православная церковь быстро адаптировала этот процесс для создания замысловатых футляров для расписных икон и статуй. Романовы, королевская семья России и их двор близко к сердцу восприняли возрождение барокко как демонстрацию своего огромного богатства. У царицы были позолоченные киоты, мощи и другие предметы, которые на сегодняшнем рынке стоили бы миллионы долларов.
В 1913 году в Америке прошел симпозиум по электроосаждению металлов. Фрэнсису Фрари был предоставлен грант на составление «всех рецептов нанесения покрытия из золота и серебра на другие металлы с помощью электролитических процессов». Доктор Фрари составил 193 рецепта для золота.
В 1940 г золочение пережило возрождение, поскольку золотое покрытие начало применяться в электрических цепях из-за высокой проводимости и отличной коррозионной стойкости.
Гальваническое золочение сделало процесс нанесения золота более экологичным и менее вредным для здоровья человека.
В настоящее время золото не утратило своей эстетической ценности. Современное применение золотого покрытия это покрытие электродов топливных элементов, печатных плат и защиты электронных устройств от износа и коррозии.