Найти тему

Башкирский троллейбус в Москве: от начала 21 века до закрытия системы

Оглавление

В начале 21 века на улицах Москвы появились троллейбусы башкирского троллейбусного завода, которые позже «канут в лету» также, как и сам завод.

Давайте немного пройдемся по истории эксплуатации и дальнейшей судьбе некоторых из них.

Перед началом статьи рекомендую подписаться на канал, чтобы не пропустить другие статьи на канале. Благодарю за внимание!

История линейной эксплуатации

Продукция Башкирского троллейбусного завода впервые поступила на баланс троллейбусного хозяйства города в 2001 году. По традиции, это были ЗиУ подобные троллейбусы БТЗ-5276-01 в количестве 20 штук.

Стоит отметить, что красили тогда троллейбусы с завода весьма разнообразно, что придавало, на мой взгляд, своеобразный шарм.

Стоит помнить, что были проблемы у троллейбуса с начала их прихода. Проблема заключалась в преобразователях, который спустя какое-то время были заменены на новые.

2001 год, уже на линии. Автор фото: Михаил Смирнов. Источник — transphoto.org
2001 год, уже на линии. Автор фото: Михаил Смирнов. Источник — transphoto.org

Стоит отметить, что в начале века это была не единственная партия троллейбусов уфимского производителя. Завод начинает постепенно переходить к производству к последующему поколению троллейбусов и в город попал БТЗ-5276-05 — переходная модель между 5276 и 52761.

2002 год. Автор фото: Сокол. Источник — transphoto.org
2002 год. Автор фото: Сокол. Источник — transphoto.org

Стоит отметить, что после какого-то времени эксплуатации троллейбусы начали обклеивать разного рода рекламы. Исключением не были и башкирские троллейбусы.

2002 год. Поступил первый БТЗ-52761Р в мае 2001 года, однако массово они начали поставляться в 2002 году и поставка продолжалась около года. Известно, что поступило порядка 80 троллейбусов данной модели.

2001 год. Автор фото: Konst. Источник — transphoto.org
2001 год. Автор фото: Konst. Источник — transphoto.org

2005 год. В январе поступает троллейбус БТЗ-52761Н (БТЗ-100). Особенность данной модели троллейбуса в том, что у него пониженный уровень пола.

Январь, 2005 год. Автор фото: andzis. Источник — transphoto.org
Январь, 2005 год. Автор фото: andzis. Источник — transphoto.org

2007 год. В город поступил БТЗ-52763Т. Уникален он тем, что имел дизель-генератор. Если говорить простым языком, то это транспортное средство, которое может работать от электричества, а если его нет, то от дизеля. Занимало это дело прилично место и уже в 2008 году на СВАРЗе произвели доработки: убрали дизель-генератор и смонтировали дополнительную створку двери в задней части троллейбуса.

Проработал троллейбус до лета 2019 года, позже был передан в музей.

Май, 2007 год. Автор фото: Артём Светлов. Источник — transphoto.org
Май, 2007 год. Автор фото: Артём Светлов. Источник — transphoto.org

Последние годы эксплуатации троллейбусов

Перейдём к первой продукции башкирского троллейбусного завода — БТЗ-5276-01. Последние 3 троллейбуса успели поработать до 2016 года, в 2017 были списаны, основная масса троллейбусов была списана в 2012-2013 году.

Июль, 2016 год. Автор фото: Макс Строгинский. Источник — transphoto.org
Июль, 2016 год. Автор фото: Макс Строгинский. Источник — transphoto.org

БТЗ-5276-05 проработал на маршрутах до 2013 года, в 2014 году был списан.

Август, 2013 год. Автор фото: Роман Антипов. Источник — transphoto.org
Август, 2013 год. Автор фото: Роман Антипов. Источник — transphoto.org

БТЗ-52761Р. Списание основной массы троллейбусов этой модели пришлось на 2013-2014 год, однако несколько экземпляров дожили и эксплуатировались до 2017 года.

Для БТЗ-52761Н осень 2017 года стала последний в истории эксплуатации на линейных маршрутах. Троллейбус не порезан, о дальнейшей судьбе вы узнаете чуть ниже.

Январь, 2017 год. Автор фото: Lasselan. Источник — transphoto.org
Январь, 2017 год. Автор фото: Lasselan. Источник — transphoto.org

Лето 2019 стало последним для линейной эксплуатации БТЗ-52763Т, однако о дальнейшей судьбе его поговорим чуть ниже.

Июнь, 2019 год. Автор фото: Сергей Лапин. Источник — transphoto.org
Июнь, 2019 год. Автор фото: Сергей Лапин. Источник — transphoto.org
25 августа 2020 года движение троллейбусов по регулярным маршрутам было прекращено.

Музей

Поговорим о 3-х экспонатах башкирского троллейбусного завода, которые представлены в музее транспорта Москвы.

БТЗ-52761Р поступил сюда в октябре 2017 года. О техническом состоянии его ничего неизвестно.

В углу виден БТЗ-52761Р под номером №8906. Январь, 2021 год. Автор фото: Владислав Матвеев. Источник — transphoto.org
В углу виден БТЗ-52761Р под номером №8906. Январь, 2021 год. Автор фото: Владислав Матвеев. Источник — transphoto.org

В июне 2019 года поступил сюда БТЗ-52763Т. О его судьбе неизвестно.

Октябрь, 2019 год. Автор фото: Влад Новожилов. Источник — transphoto.org
Октябрь, 2019 год. Автор фото: Влад Новожилов. Источник — transphoto.org

БТЗ-52761Н (БТЗ-100) попал сюда в октябре 2017 года. Как мы видим по фотографии, у троллейбуса отсутствуют окна.

Июнь, 2021 год. Автор фото: Александр Л 2016. Источник — transphoto.org
Июнь, 2021 год. Автор фото: Александр Л 2016. Источник — transphoto.org

Предположительно, в 2022 году троллейбусы были загнаны в «угол» филиала «Центральный» (площадка «Ленинградская»).

Состояние на май 2022 года. Автор фото: mosnikita. Источник — transphoto.org
Состояние на май 2022 года. Автор фото: mosnikita. Источник — transphoto.org

К данному музею можно относится по-разному, однако половину главных функций он выполнил — собрал и хранит, а насчёт качество хранения и экспонирования есть немало вопросов.

На этом статью можно завершить, благодарю всех за внимание!

Материал создан при поддержке канала «Дмитрий Михайлов» и группы ВК «Уфимский электротранспорт»

-17

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях:

Telegram–канал: Уфимский транспорт

Сообщество ВКонтакте: Уфимский транспорт

Сообщество в Одноклассниках: Уфимский транспорт

#уфимскийтранспорт #электротранспорт #московскийтранспорт #бтз #московскийтроллейбус #троллейбус #транспорт