Найти тему

История изобретения электрогитары.

Мне доводилось участвовать в различных викторинах, где встречался вопрос: когда и кем была изобретена первая электрогитара, и каждый раз как «правильный» обозначались разные ответы. Почему? Да потому что к появлению этого инструмента разными путями шли сразу несколько человек.

Итак, первое имя в нашем списке – музыкант-виртуоз и изобретатель Лестер Уильям Полсфусс, более известный нам под псевдонимом Лес Пол (мы к этому имени ещё не раз вернёмся), который с детских лет начал выступать, исполняя песни под собственный гитарный аккомпанемент.

Юный Лес Пол
Юный Лес Пол

В 1927 году, когда ему было 12 лет, он задался вопросом, как при выступлении на открытых площадках сделать звук гитары громче. Тогда он (по одной из версий) сделал звукосниматель из телефонного капсюля и иглы от патефона, который пришпиливался к деке, а в качестве усилителя использовал радиоприёмник.

Согласно второй версии, он просто использовал звукосниматель электропроигрывателя, воткнув иглу в деку. Учитывая, что первые электрические проигрыватели пластинок появились в 1925 году, и к 1927 году их количество было невелико, да и стоили они дорого, первая версия мне кажется более вероятной.

Этот чертёж сделан советским инженером Б.С. Ивановым, который описал аналогичную конструкцию звукоснимателя из телефонного капсюля в журнале "Юный техник" в конце 60-х. Поскольку в то время в СССР электрогитары были в дефиците, а ещё и не всякие радиодетали можно было свободно купить, то уже на следующий день после публикации статьи, у многих таксофонов нашей страны оказались срезаны трубки :-)
Этот чертёж сделан советским инженером Б.С. Ивановым, который описал аналогичную конструкцию звукоснимателя из телефонного капсюля в журнале "Юный техник" в конце 60-х. Поскольку в то время в СССР электрогитары были в дефиците, а ещё и не всякие радиодетали можно было свободно купить, то уже на следующий день после публикации статьи, у многих таксофонов нашей страны оказались срезаны трубки :-)

Это позволило юному музыканту в некоторой степени усилить звук, однако данная система имела один серьёзный недостаток – обратная акустическая связь между громкоговорителем и корпусом гитары, из-за чего усилитель частенько «заводился». Тогда Лес Пол стал искать способы заглушить корпус гитары.

Следующее имена в нашем списке – Жорж Бошам и Адольф Рикенбекер, разработавшие в 1931 году новый вид электромагнитного звукоснимателя, который уже улавливал не колебания корпуса, а именно колебания металлических струн, преобразуя их в электрические сигналы. Первой электрогитарой, созданной под маркой Rickenbacker, была сделанная из алюминия слайд-гитара, получившая за свою форму прозвище «сковородка». У музыкантов этот инструмент не стал популярным, но тем не менее, многие именно этот инструмент считают первой электрогитарой, но не будем забывать, что гитара и гавайская гитара – это всё-таки немного разные инструменты.

-4

Зато электромагнитные звукосниматели стали применяться довольно широко. Так их стали ставить на редкие в наших краях, но популярные в США в первой половине 20 века акустические гитары с выпуклой декой (archtop).

Звук, снятый электромагнитным звукоснимателем несколько отличался от естественного акустического звука такой гитары, зато теперь в джазовых ансамблях и оркестрах гитара получила возможность быть не только аккомпанирующим, но и солирующим инструментом. Многие именно с этого момента и ведут отсчет появления электрогитар. Как звучит такой инструмент, нам продемонстрирует всё тот же Les Paul.

Тем не менее, с момента изобретения и до сих пор электромагнитный звукосниматель остаётся самым популярным при электрогитарном производстве.

Ну а когда же появились цельнокорпусные электрогитары, которые мы так привыкли видеть?

Тут стоит упомянуть ещё одно уже забытое имя. Пол Тутмарк пытался решить проблему с транспортировкой такого громоздкого инструмента как контрабас, что привело его в 1937 году к созданию первой цельнокорпусной бас-гитары. К сожалению, его изобретение для тех времён было слишком инновационным, поэтому ему удалось продать не более ста инструментов, из которых до нашего времени дожили только три.

Спустя 15 лет после изобретения Тутмарка, представленного на данной картинке, появится Fender Precission Bass, и до сих пор никто не может однозначно ответить, мог ли Лео Фендер видеть инструмент Пола Тутмарка или же ему пришлось изобретать инструмент заново на основе своего телекастера.
Спустя 15 лет после изобретения Тутмарка, представленного на данной картинке, появится Fender Precission Bass, и до сих пор никто не может однозначно ответить, мог ли Лео Фендер видеть инструмент Пола Тутмарка или же ему пришлось изобретать инструмент заново на основе своего телекастера.

Вернёмся к Лесу Полу. Он обнаружил, что чем менее полым становится корпус гитары, тем более долгим становится звучание струны (sustain).

После многолетних экспериментов, он в конце концов попробовал установить звукосниматели и подставку для струн на толстый цельный брус, к которому прикрепил гриф. Лес Пол назвал свою гитару The Log (»Полено»). Пристёгивающиеся к ней обечайки выполняли уже скорее декоративную функцию.

-6

Лес Пол показал свою гитару фирме Gibson, которую его изобретение не заинтересовало. Лишь в 21 веке фирма Yamaha переосмыслит эту идею, выпустив серию гитар SLG.

-7

Теперь ещё одно имя - Лео Фендер. У Лео и его партнёра по бизнесу Дока Кауфмана была мастерская по ремонту, а затем и по изготовлению усилителей и звукоснимателей. Для испытаний и опытов со звукоснимателями в 1943 году Лео и Док изготовили электрогитару с цельной доской вместо полого корпуса.

-8

К их удивлению, некоторые музыканты стали просить одолжить эту гитару на выступление, многим нравился её яркий звук. Это натолкнуло Лео на мысль о том, чтобы наладить серийное производство таких гитар. При этом стояла задача сделать инструмент относительно недорогим и ремонтопригодным. Поэтому гриф прикреплялся к корпусу не методом вклеивания, а на болтах, а регуляторы громкости и тембра прикручивались не непосредственно к корпусу, а располагались на съёмной панели. Это позволяло ускорить и упростить процесс сборки, а также легко заменять вышедшие из строя детали. Так в 1950 году появилась маленькая опытная серия (50 штук) гитар Esquire с одним звукоснимателем, располагавшимся у струнодержателя. Многие, впервые видевшие эту гитару, пренебрежительно называли её «веслом от каноэ», однако гнусавый звук бриджевого датчика очень понравился кантри-музыкантам.

Позже Лео добавляет ещё один звукосниматель и этим расширяет звуковую палитру инструмента, и уже в конце 1950 года представляет публике гитару Telecaster, разделившую гитарный мир на «до» и «после».

-9

Видя, что телекастеры продаются как горячие пирожки, фирма Gibson вспомнила про Леса Пола, и в результате совместной работы Леса Пола и мастера Теда Маккарти в 1952 году мир увидел первый Gibson Les Paul.

-10

После этого имя Les Paul становится уже нарицательным, и гугл, при введении этого имени в поисковую строку, в первую очередь выдаёт информацию о гитарах, и только потом уже о музыканте. Вспоминается рекламный ролик из 80-х с самим Маэстро в главной роли:

- Назови своё имя.

- Оно написано на твоей гитаре.

В качестве ответа в 1954 году Fender выпускает новую революционную модель Stratocaster. Так начинается многолетняя конкурентная борьба Fender и Gibson, продолжающаяся и сейчас, но это уже отдельная история.

-11

Несмотря на современное обилие марок и моделей электрогитар, телекастеры и лесполы выпускаются и по сей день, и у каждого поколения для этих гитар находятся свои герои.

-12
-13

Все материалы взяты из открытых источников