Итак, в условиях тяжелых геополитических реалий, мировое сообщество, начиная от ГенАссамблеи и СовБеза ООН, заканчивая кухонными дипломатами, пытаются найти хоть какое-то здравое объяснения происходящему, особенно на фоне референдумов и мобилизации в РФ. И по традиции, когда зацепиться за настоящее уже сложно, начинают копаться в опыте прошлого.
Последние несколько дней, все громче звучат идеи, что текущие события сравнимы с накалом Карибского(Кубинского) кризиса.
Действительно по накалу страстей сейчас (по горячим следам) кризисы находятся примерно в одном диапазоне, но по своей сути и природе Украинский и Карибский кризис не сопоставимы.
И если уж проводить параллели, то как мы ранее уже и писали, скорее следует обратиться к опыту Берлинских кризисов. В основе конфликта лежит спорная территория, на которой находится открытая линия огня и по которой, в конечном, счёте и был опущен пресловутый железный занавес, а фактически возведена Берлинская стена.
Если говорить об этапах эскалации, то мы сегодня находимся примерно в районе 25-28 июля 1961 года, когда Кеннеди выступил с заявлением, перечислив ряд мер по повышению боеспособности американских вооруженных сил, а также обозначил решимость США защищать Западный Берлин «до последнего» украинца.
В Соцлагере в этот момент происходили не менее важные событиям, накануне на встрече ОВД было принято решение усилить позиции ГДР по защите Донбасса Берлина, тогда же было принято решение изолировать западную часть города, в том числе, чтобы избежать потока беженцев.
Что будет далее?
3 августа Конгресс США одобрит выделение дополнительных средств на закупку вооружений и призыв 250 тысяч резервистов. Последуют громкие заявления союзнических сил НАТО в поддержку ФРГ, совместные манёвры. Паника в городе, западная пропаганда на территории Восточного Берлина, о необходимости бежать, начало беспорядков…
12 августа принято неожиданное для общественности решение по вхождению спорных территорий в состав запрету на свободное перемещение между Западным и Восточным Берлином (в нарушение Потсдамских договоренностей о свободе передвижения в городе). По тревоге были мобилизованы весь кадровый запас ГДР и рядовые члены партии, которые создали живое оцепление вдоль границы Восточного и Западного Берлина. Они стояли до тех пор, пока весь Западный Берлин не был окружён бетонной стеной с рядом КПП.
Дальше было ещё страшнее. Просто идём по хронологии, оценивая временные отрезки.
16 августа 113 частей Национальной гвардии США и резерва были приведены в состояние повышенной боевой готовности. Президент Кеннеди приказал направить в Западный Берлин значительный войсковой контингент.
24 августа в ответ на возведение стены вдоль неё было развернуто около тысячи американских военнослужащих, поддерживаемых танками.
29 августа советское правительство объявило о временной задержке увольнения в запас из советских Вооруженных Сил.
13 сентября два советских истребителя произвели предупредительные выстрелы по двум американским транспортным самолётам, летевшим в Западный Берлин.
В сентябре — октябре 1961 года американская военная группировка в ФРГ была увеличена на 40 тыс. человек, и был проведён целый ряд учений.
Параллельно с этими событиями, где-то спустя месяц референдума возведения стены, начинаются взаимные поползновения в сторону переговорного процесса. То Хрущев скажет, что выдвинутый ультиматум с просроченными на тот момент сроками не так уж и важен, если есть реальное желание урегулировать конфликт, то Кеннеди заявит, что кроме Берлина у Вашингтона с Москвой нет особых противоречий…
Однако самая настоящая точка невозврата к мирному переговорному процессу могла наступить в конце октября:
26—27 октября в Берлине возник конфликт, известный как «инцидент у КПП «Чарли»». Советская разведка донесла Хрущёву о готовившейся американской попытке снести пограничные заграждения на Фридрихштрасск. К КПП «Чарли» прибыли три американских джипа с военными и гражданскими лицами, за ними шли мощные бульдозеры и 10 танков. В ответ на Фридрихштрассе прибыла 7-я танковая рота капитана Войтченко 3-го танкового батальона советского танкового полка. Опознавательные знаки на советских боевых машинах были замазаны грязью, чтобы создать впечатление, что они принадлежат ЛНР ГДР.
Советские и американские танки стояли друг против друга всю ночь. Советские танки были отведены утром 28 октября. После этого были отведены и американские танки. Это означало окончание горячей фазы Берлинского кризиса.
Пролог. После этих событий августа-октября 1961 года Берлинский кризис был заморожен, город оказался разделён, а семья разлучены на долгие годы. К фактическому разрешения проблемы страны вернулись лишь спустя 10 лет…
*ну и напоследок, возвращаясь к параллелям… К великому сожалению, на сегодняшний день сценарий Берлинского кризиса является одним из наиболее благоприятных исходов. Нельзя не брать в расчёт ряд ключевых факторов, которые усугубляют текущий конфликт. Во-первых, уже пол года идут боевые действия с человеческими жертвами; во-вторых, время ускорилось, а пространство сжалось, ход событий ускорился; в-третьих, действующие «творцы» современной архитектуры международной безопасности не являются очевидцами страшных последствий того, что несёт с собой полномасштабная мировая война (как это было четыре года спустя 2МВ во время первого Берлинского кризиса, или 15 лет спустя 2МВ во Втором Берлинской Кризисе), в-третьих, эволюция тактического ядерного оружия позволяет сегодняшним мудрецам спекулировать на этой теме, рассуждая о возможности решения локальных проблем, избегая при этом упоминаний о взаимном гарантированном уничтожении. Такая риторика крайне опасна, она размывает точку невозврата к мирному процессу (когда остановиться, чтобы уже не было поздно) и придает ядерному сценарию довольно конкретные границы/пределы применения (как тактическое оружие для решения точечных оперативных задач), а если есть границы/пределы, то всегда кому-то «бессмертному» кажется, что до него не дойдёт/не долетит и тд.