Найти тему

Как проходили выборы на Украине в 1946 году Воспоминание фронтовика

В начале февраля 1946 года начали готовиться к выборам в Верховный Совет УССР. Многие обманутые когда-то бандеровской пропагандой крестьяне сдавали оружие районной милиции, их отпускали по домам. Они клялись, что не возьмут больше оружия в руки, будут честно жить, честно трудиться. Но закоренелые бандеровцы продолжали прятаться по лесам и совершать вооруженные вылазки против законной власти. Перед выборами в Верховный Совет УССР националистические элементы повели усиленную пропаганду среди местного населения против голосования: агитировали людей рвать бюллетени, зачеркивать фамилии избирателей, ставить надпись «СБ» (слава Бандере), или рисовать трезубец.

К нам на заставу прибыл полковник госбезопасности Антоновский, быстро организовал из местного населения группу активистов, направил их по дворам с агитацией населения голосовать за блок коммунистов и беспартийных.

Приезжала к нам на агитпункт кандидат в депутаты Кравчук Антонина Стефановна. В одной большой хате собралось много местных жителей. Антонина Стефановна вышла на импровизированную сцену, выступила с речью. Среднего роста, худощавая, с красивым, волевым лицом, она очень умно построила свое выступление. Говорила на чисто украинском языке, все внимательно слушали ее. По окончании ее речи женщины стали задавать вопросы на житейские темы:

– Когда будут керосин, мыло, одежда? Мы ослепли под лучиной, завшивели, нечем стирать белье.

– Товарищи, сейчас всем нам трудно, война с фашистской Германией только окончилась, страна до предела разрушена. В восточной части России города, села, деревни фашисты сравняли с землей. Промышленность еще не перестроилась на мирный лад. Пройдет несколько месяцев у вас появятся и керосин, и мыло, и одежда – это я вам гарантирую. Все тепло проводили Антонину Стефановну до саней, пожелали ей всего наилучшего.

В субботу одиннадцатого февраля в большой хате сделали кабины из солдатских одеял, установили урну, составили несколько столов вместе, накрыли их красной тканью, на стене повесили портрет Сталина – все готово к голосованию.

Утро воскресенья 20 февраля 1946 г. выдалось пасмурное, с вечера прошел небольшой снег. Остерегаясь провокации со стороны бандеровцев, я выставил усиленные посты по пять человек. Но все проходило тихо, спокойно. В шесть часов утра открылся избирательный участок. До восьми никого не было, и местные власти забеспокоились, что люди не пойдут голосовать. Однако в девятом часу появились первые избиратели: приходили пешком, приезжали на подводах. Постепенно активность населения возросла, и к обеду голосование почти закончилось. Больше половины украинского народа были неграмотные, не могли даже расписаться, вместо фамилии ставили крестик. Подсчет голосов окончился поздно ночью, порванных бюллетеней не было, но много оказалось зачеркнутых фамилий кандидатов. Были бюллетени и с буквами «СБ», и с нарисованными трезубцами. Рано утром в сопровождении двух взводов бюллетени отправили в город Клевань.

Меня с пятью солдатами оставили охранять заставу. Шли томительные часы ожидания. Оказавшись в меньшинстве, мы очень боялись, что на нас могут напасть бандеровцы, чтобы отомстить за проведенные выборы. Но прошло шесть часов, все было спокойно. Наконец возвратились солдаты, доложили, что благополучно доставили бюллетени в город.