Найти тему
Кириллица

Мусумэ: зачем русские моряки вступали во «временные» браки с японками

Оглавление

В XIX-ХХ веках российский флот базировался во Владивостоке. Русские корабли, которые ходили на Дальний Восток или в Южные моря, проводили зимы в городе Нагасаки. Именно там и появилось такое явление как мусумэ — «временные жены». Несмотря на то, что эти женщины имели близкие отношения с русскими моряками и рожали от них детей, их положение в обществе было иным, чем у гейш или обычных проституток.

Как появились мусумэ

Там же офицеры, как правило, проводили и зимы. Как пишет в своей книге «Любовные страсти старого Петербурга» Сергей Глезеров, в то время пригород Нагасаки Инасу даже называли «русской деревней». А все потому, что в 1870-х годах здесь проживали около шести сотен российских моряков с потерпевшего катастрофу фрегата «Аскольд». Именно тогда в Нагасаки и появились первые русско-японские семьи, а в связи с этим и «временные жены».

«Мусумэ» их окрестили сами офицеры. С японского это слово переводится как «девушка». В связи с тем, что морские волки жили в Японии порой по нескольку лет, то немногие из них отказывались от услуг временных жен. Благодаря этому обстоятельству у некоторых русских военных здесь даже остались дети. Яркий пример тому сын великого ученого Дмитрия Менделеева Владимир, который в свое первое плавание в страну восходящего солнца обзавелся «временной женой». Уже после того, как Менделеев-младший вернулся домой, Така Хидэсима родила от него дочь. Это случай, в частности, описан и в книге Михаила Беленького «Менделеев».

Обязанности мусумэ

Но ни Владимир Менделеев, ни любой другой русский офицер не пользовались услугами мусумэ на безвозмездной основе. Стоимость контракта составляла от 10 до 15 долларов в месяц. Эти деньги позволяли многим девушкам выбраться из нищеты, прикупить приданое и выйти замуж, но уже за гражданина своей страны. Несмотря на то, что никакой официальной церемонии по заключению брака между мусумэ и офицерами не проводилось, «временные жены» должны были исполнять все обязанности обычных, законных, жен. Если верить автору книги «Великие князья Дома Романовых» Инне Соболевой, мусумэ самоотверженно ухаживали за своими русскими мужьями и хранили им верность, правда, ровно до того момента, как истекал срок договора.

Однако, пока контракт был в силе, мусумэ обязаны были беспрекословно исполнять и супружеские обязанности. Понятно, что в связи с этим обстоятельством японки нередко рожали детей от своих русских мужей. Но даже в подобных ситуациях никто из «временных жен» не мог предъявить никаких претензий к русскому экс-супругу и уж тем паче не требовал пожизненного содержания. Это оговаривалось в контракте, который, кстати, как писал в своей книге «Три возраста Окини-сан» Валентин Пикуль, заверялся нотариально.

Права мусумэ

Права мусумэ, которые чаще всего проистекали из обязанностей ее русского мужа, тоже были указаны в договоре. Так, герою упомянутого выше произведения Валентина Пикуля нотариус вручил документ, согласно которому тот должен был предоставить «временной жене» не только ежемесячную плату в размере 15 долларов, но и помещение для проживания (для этого офицеры приобретали небольшие японские домики), а также питание (приготовлением пищи мусумэ не занимались: еду заказывали в ресторанах), одежду и даже наемную прислугу вместе с рикшей. Об этом же упоминает в своей книге и Сергей Глезеров.

Однако существовали и негласные правила. Так, если обратиться к мемуарам Великого князя Александра Михайловича, который в свое время «приобрел» для себя «временную японскую жену», то можно заметить, что еще до заключения контракта девушки имели право на уважительное к себе отношение. А уж невинный, казалось бы, флирт с чужой мусумэ и вовсе расценивался окружающими, как самая настоящая измена.