Найти в Дзене

Я не верю, что его больше нет…

Горе настигает нас внезапно, горе - это реакция на утрату значимого человека, психический процесс, развивающийся по своим законам. Суть этого процесса неизменна и не зависит от того, кого потеряли близкие. Как правило переживание горя у всех людей протекает одинаково, различаются только его длительность и интенсивность, которые зависят от значимости умершего и от особенностей личности горюющего человека. Самое главное - прожить процесс утраты, отгоревать, чтобы появилось желание жить, со спокойной душой вспоминая об умершем.
Горе настигает нас внезапно, горе - это реакция на утрату значимого человека, психический процесс, развивающийся по своим законам. Суть этого процесса неизменна и не зависит от того, кого потеряли близкие. Как правило переживание горя у всех людей протекает одинаково, различаются только его длительность и интенсивность, которые зависят от значимости умершего и от особенностей личности горюющего человека. Самое главное - прожить процесс утраты, отгоревать, чтобы появилось желание жить, со спокойной душой вспоминая об умершем.

Задачи горя неизменны, а формы и способы их решения индивидуальны и зависят от личности горюющего человека. Если задачи горя не будут решены горюющим человеком, горе не будет стремиться к завершению, следовательно, могут возникнуть проблемы в связи с этим даже через много-много лет. Реакция горя может блокироваться и за этим образуются разные уровни патологии.

Первая задача - признание факта потери. Когда кто-то умирает, даже в случае долгой болезни и ожидаемой смерти, нормально возникновение чувства, будто ничего не случилось. Поэтому прежде всего нужно признать факт утраты, осознать, что любимый человек умер, он ушел и никогда не вернется. В этот период, так же, как потерявшийся ребенок ищет мать, человек машинально пытается войти в контакт с умершим - машинально набирает его телефонный номер, "видит" среди прохожих на улице, покупает ему продукты и т.д. Это поведение поиска направлено на восстановление связи. В норме это поведение должно сменяться поведением, направленным на отказ от связи с умершим близким. Человек, который совершает описанные выше действия, вовремя спохватывается и говорит себе: "Что я делаю, ведь он (она) умер". Нередко встречается противоположное поведение - отрицание произошедшего. Если человек не преодолевает отрицания, тогда работа горя блокируется на самых ранних этапах. Отрицание может использоваться на разных уровнях и принимать разные формы, но как правило, включает в себя либо отрицание факта потери, либо ее значимости, либо необратимости.

Отрицание факта потери может варьировать от легкого расстройства до тяжелых психотических форм, когда человек проводит несколько дней в квартире с умершим, прежде чем замечает, что тот умер. Чаще встречающаяся и менее патологичная форма проявления отрицания была названа мумификацией. В таких случаях человек сохраняет все так, как было при умершем, чтобы все время быть готовым к его возвращению. Например, родители сохраняют комнаты умерших детей. Это нормально, если продолжается недолго, таким образом создается своего рода "буфер", который должен смягчить самый трудный этап переживания и приспособления к потере. Но если такое поведение растягивается на годы, переживание горя останавливается и человек отказывается признать те перемены, которые произошли в его жизни, "сохраняя все, как было" и не двигаясь с места в своем трауре, - это проявление отрицания.

Другой способ, которым люди избегают реальности потери, - отрицание значимости утраты. В этом случае они говорят что-то вроде "мы не были близки", "он был плохим сыном" или "я по нему не скучаю". Иногда люди поспешно убирают(выбрасывают) все личные вещи покойного, все, что может о нем напомнить, - это поведение, противоположное мумификации. Таким образом пережившие утрату оберегают себя от того, чтобы столкнуться лицом к лицу с реальностью потери. Те, кто демонстрирует такое поведение, относятся к группе риска развития патологических реакций горя.

Другое проявление отрицания - "избирательное забывание". В этом случае человек забывает что-то, касающегося покойного. Например, мой клиент, мужчина лет 42 лет, потерявший в детстве отца, не мог вспомнить его внешность, рост или цвет волос. После успешно проведенной терапии горя он вспомнил как выглядел его отец, прожил все связанные с утратой чувства и смог вернуться к нормальной жизни.

Третий способ избежать осознания потери - отрицание необратимости утраты. Женщина, потерявшая при пожаре дочь, два года твердила вслух: "Я не хочу, чтобы она умирала". Она говорила это так, как будто ее дочь еще жива. Другой пример, когда после смерти ребенка родители утешают друг друга - "у нас будут другие дети и все будет хорошо". Подразумевается - мы заново родим умершего ребенка и все будет, как было. Другой вариант этого поведения - увлечение спиритизмом. Надежда вновь воссоединиться с умершим нормальна в первые недели после потери, когда поведение направлено на восстановление связи, но если эта надежда становится устойчивой - это ненормально. У религиозных людей такое поведение выглядит немного иначе, поскольку у них другая картина мира. Тогда нормой будет критичное отношение горюющего к происходящему, он понимает, что в этой жизни уже никогда не будет вместе с покойным и воссоединится с ним только, прожив свою жизнь. Это ожидание воссоединения после смерти не нужно разрушать, поскольку оно входит в нормальную картину мира религиозных людей.

Если горюющий не может прожить боль потери, которая есть абсолютно всегда, она должна быть проработана с помощью психотерапевта, иначе боль проявит себя в других формах, например, через психосоматику или расстройства поведения. У потерявших близких часто нарушается контакт не только со внешней реальностью, но и с внутренними переживаниями. "Вроде ничего не чувствую, даже странно", "Я думал, это бывает иначе, какие-то сильные переживания, а тут - ничего". Боль утраты ощущается не всегда, иногда утрата переживается как апатия, отутствие чувств, но она должна обязательно быть проработана. Считается, что работа горя завершена, когда человек способен направлять большую часть своих чувств не усопшему, а другим людям, восприимчив к новым впечатлениям и событиям жизни, способен говорить об умершем без сильной боли. Если у вас не получается отпустить ушедшего, записывайтесь на консультацию 89036222289