В чем ценность и феномен образования? Почему государство реализует политику в этой сфере?
Американец Беккер в середине прошлого века, размышляя о важности получения образования населением страны и влияние мощи образованных людей в стране на темпы ее экономического роста, оформил тем самым основы теории человеческого капитала. Беккер не был первым, указав на подобную гипотезу - «отцы» классической политической экономии также размышляли о проявляющихся положительных экстерналиях в обществе в целом, если люди будут более просветленные.
Термином "человеческий капитал" условно обозначали в широком смысле способности людей необходимые для осуществления производства продукции. То есть, люди, вступая в производственные отношения, созидательной силой своих способностей обеспечивают производство продукции темпами, определяемых обществом, заданого количества, свойства, поддерживаемого рыночным механизмом.
Несомненно формирование способности идет через передачу знаний от опытного к начинающему, от мастера к ученику, от наставника к наставляемому.
Государство реализуя свою политику в сфере образования, вливая бюджетные ассигнования, формируя, таким образом, ресурсы для реализации гос. программ, исходит из принципа отложенного экономического эффекта: государство тратит бюджетные средства на функционирование системы образования, в том числе создание единого образовательного пространства, гражданин получает качественное профессиональное образование в сроки, установленные образовательными стандартами или государственными требованиями, проходит независимый этап оценки сформированности компетенций, в том числе, оценку качества сформированных «мягких навыков», в процессе освоения образовательной программы, ищет работу в соответствии с полученной квалификацией, трудоустраивается, "притирается" к рабочему месту, начинает работать в соответствии с должностной инструкцией, становится профессионалом и, конечно же, изготавливает полезный продукт для общества, поскольку он покупаем, и , также, платит налоги.
Только ли вышеперечисленное является показателями эффекта от получения образования? Нужно подумать !