Асимметричность информации – неравномерное распределение информации среди заинтересованных в её использовании лиц. Следствием асимметричности являются интерналии – области в договоре, вне правого поля, (неважно устный или письменный договор) между участниками взаимоотношений, позволяющие получить материальную, моральную, общественную, или другие виды выгоды. Данное явление - преследует нас повсеместно.
Примеры:
Студент получает образование – асимметрия заключается в неполном освоении курса программы подготовки. Формально асимметрия будет устранена в случае окончания образовательного процесса. Однако устранение в идеальном варианте будет зависеть от множества факторов: прилежности студента, качества, новизны и практико-ориентированности курса, качества преподавания и знания предмета преподавателем и т.д. Интерналиями, в данном случае могут выступать различные ситуации, в которых студент или вуз, а первоначально преподаватель извлекают некоторую выгоду (возможно временную) в процессе изучения материала. Так студент может отлучиться, пропустив занятия занимаясь общественно полезной работой. За такой прогул его не накажут, однако и материал, возможно, будет освоен не в полной мере. Преподаватель может делегировать проведение занятий студентам, однако отсутствие (намеренное или непреднамеренное) должного контроля может создать обоюдоострую интерналию, для обеих сторон взаимоотношений.
Другой пример. Покупатель и продавец. В данном случае продавец знает, более исчерпывающую информацию о продукте, чем покупатель. Что может в данном случае предпринять покупатель, для исключения ошибки: изучить из различных источников информацию о продукте, либо надеяться на честность продавца. Данная ситуация широко распространена на бесплатных досках объявлений. В идеальной ситуации продавец должен рассказать о товаре исчерпывающие характеристики, что вероятней всего повлечет изменение цены его товара, и не всегда в выгодную для продавца сторону. Честность со стороны обеих сторон договора может повлечь установление справедливой цены и искоренение интерналий. Обязан ли продавец говорить о своих интерналиях?
Несовершенство системы и отсутствие морального стимула у сторон взаимоотношений - порождает неравномерное распределение информации и ресурсов. Насколько справедливо данное распределение сложно судить. Однако можно уверенно заявить, что отсутствие ценностного ориентира у конечного обладателя информации, при ее систематическом использовании может сформировать информационно - ресурсный перекос способный увеличить несправедливость распределения ресурсов. На мой взгляд, в современных условия желание искоренить асимметричность в индивидуальных целях (самообразование), или даже общественных (просвещение) может стать путем к более справедливому распределению информации и формированию более справедливого общества. Если обратить внимание на персональные мотивы и способы искоренения асимметричности, то они более понятны с точки зрения капиталистического общества (повышение квалификации – изменение мотивации труда в большую сторону, обучение в вузе – востребованность на рынке труда). Мотивы общественной работы более многогранны (ведение кружка дебатов – самовыражение, различные виды общественного контроля – создание более справедливого общества). Исходя из уже приведённых примеров - можно предположить массу ситуаций с ассиметричным распределением информации и множество вариаций интерналий.