А когда вы впервые познакомились с «Пиноккио»? Случилось это благодаря известному диснеевскому мультику или книге итальянского писателя? И если о первом в принципе все известно, то первоисточник заслуживает того, чтобы о нем говорить. Хотя бы по той причине, что одна из самых известных и любимых во всем мире сказок о деревянной кукле, мечтавшей стать человеком, не такая простая, добрая и детская, как кажется. Карло Лоренцини, трудящийся под псевдонимом Коллоди, сам того не ведая, создал текст, навсегда вошедший в историю мировой литературы. Давайте познакомимся поближе со всеми тайнами и подтекстами, которые окружали историю Пиноккио еще с XVIII века.
Коллоди не хотел писать про Пиноккио и ненавидел всеобщую любовь к сказке
Вы не поверите, но итальянец никогда не хотел быть детским писателем. А к юны созданиям он относился с некоторой неприязнью и меньше всего мечтал о том, чтобы развлекать. Он мечтал стать публицистом и обожал писать критические статьи и политические обзоры. Но судьба распорядилась иначе. Литературно-политический еженедельник Fanfulla della domenica, для которого писал Коллоди, должен был выпустить приложение для детей — газету с добрыми поучительными статьями и историями. И автора попросили помочь с наполнением. Коллоди был раздражен и писал с большим неудовольствием.
И вскоре история, задуманная поначалу как короткий рассказ, расширилась до 15 глав и вышла в виде объемной новеллы. Мораль заключалась в том, что звание полноценного человека следует заслужить, а для этого нельзя врать и потакать многочисленным соблазнам. А если ты откажешься от праведного пути, то подвергнешься суровому наказанию. Не о каком развлечении и речи не шло, поэтому Карло всегда бесился, если люди называли его сказочником. Как только слава нашла «Пиноккио», Коллоди всячески открещивался от него, призывая читать лишь свои серьезные публикации и называя текст детским лепетом. Кстати, автор так ни разу и не был женат и не имел наследников, что говорит о многом.
На самом деле в финале Пиноккио ждала смерть
Окончание первой версии известной сказки могло повергнуть в ужас и уныние даже самого циничного читателя, поскольку деревянный мальчик должен был отправиться на тот свет. Коллоди задумал крайне мрачный финал. Так, маленькое тельце Пиноккио Лиса и Кот подвешивали за горло на дерево, и на этом история обрывалась. Причем писатель с настоящим восторгом и упоением автор описывал ту трагическую развязку: «Кот и Лиса скрутили ему руки за спиной, просунули его голову в петлю и стянули ее на горле, а затем подвесили Пиноккио на ветке дуба. Сердито ревел и выл буйный северный ветер, мотая из стороны в сторону избитое тело бедной марионетки».
Как вы уже поняли, Карло хотел, чтобы дети получали крайне жесткий и поучительный ответ за неправильный выбор в качестве наказания. Редактора поначалу пропустили такой вариант, но затем на адрес газеты начали приходить стопки писем от впечатлительных итальянцев. Огорченные читатели взывали к автору с просьбой изменить концовку, ведь у бедняков и так было множество поводов погрустить. Некоторые даже требовали от Коллоди отказаться от морализаторства и оставить своим мрачные мысли при себе. Поначалу автор не обращал на них внимание, но затем такое количество «обратной связи» стало просто невозможно игнорироваться и он сдался, сделав концовку счастливой и доброй.
Фея была одним из самых жутких персонажей сказки
Вы не поверите, но даже такие исключительно положительные персонажи, как феи, могут стать воплощением страха. В оригинальной сказке, напечатанной в журнале, фея с голубыми волосами, которая жила на опушке леса уже больше тысячи лет, была не доброй волшебницей. Это призрак, а синие волосы в те времена были цветом, символизирующим смерть. И совсем не просто так в первой версии сказки про деревянного мальчика она говорит Пиноккио, что не может пустить его в дом, поскольку там все умерли. А на логичный вопрос героям о том, что же сама она делает в таком мрачном месте, псевдо-волшебница отвечает: «Я тоже умерла. Жду, когда прибудет гроб, чтобы забрать меня отсюда». Как вы понимаете, история с такими подробностями из жизни привидений так и не вернулась в обновленный текст, а само появление феи вышло куда более веселым.
В истории ожившего деревянного мальчика можно обнаружить библейские мотивы
Если поговорить с итальянцами об истории деревянного мальчика, они на полном серьезе назовут «Приключения Пиноккио» самой христианской сказкой на земле. Ведь в сюжете Коллоди можно обнаружить отсылки к Евангелию. Первая и самая очевидная — сотворение божественной силой человека. Можно предположить, что оживший кусок дерева является чудом, которое получает старик Джепетто, чье имя происходит от Джузеппе, то есть Иосифа. Однако своенравный мальчишка Пиноккио, точно так же как и непокорный человек, хочет жить собственным умом, пренебрегая божьей волей и нормами морали. И результат такого упрямства вписывается прекрасно вписывается в божественное наказание.
Кроме того, миф об Ионе, которого проглотил кит, тоже нашел воплощение в истории Коллоди. Правда, изначально Карло описал не реальное животное, а фантастическую рыбу-собаку, внутрь которой и угождает деревянный мальчуган прямо с острова Удовольствий. Некоторые исследователи обнаруживают в сказке отсылки к притче о блудном сыне. К примеру, то, что Пиноккио сбегает от названного отца, но потом раскаивается, признает свою неправоту и возвращается к нему. Пожалуй, ведущим замыслом все-таки остается идея обретения добродетели. Только осознав всю низость своих проступков и отказавшись от дурных помыслов, сын Джепетто получает шанс на полноценную жизнь.
Пиноккио могут существовать в реальности, но это не точно
В Сети уже давно существует теория, сторонники которой утверждают, что в реальности существовал человек по имени Пиноккио Санчес. Говорят, что в начале нулевых группа иностранных ученых работала на могиле Коллоди на кладбище Сан-Миниато-аль-Монте, и совершенно случайным образом обнаружила неподалеку от захоронения Карло могилу, на надгробной плите которого было выведено то самое имя. Затем, якобы, шло долгое бюрократическое урегулирование того, чтобы получить разрешение на эксгумацию тела. Ведь светилам науки нужно аргументированно доказать властям, что они могут увидеть во вскрытой могиле и почему это настолько важно. И, как вы понимаете, объективных доказательств у исследователи просто нет. Поскольку ссылаться на внутреннее предчувствие и схожесть имени героя сказки и человека просто смешно.
Наконец, разрешение на эксгумацию все-таки выдали, и ученые обнаружили останки реального человека, у которого вместо ног и носа были деревянные протезы с клеймом мастера — Карло Бестульджи. Вскоре в архиве была обнаружена запись про Пиноккио Санчеса. Его рост составлял 130 сантиметров, в 18 лет паренек отправился на войну за независимость Италии в качестве барабанщика. Там он трагически лишился обеих ног и части носа. К счастью, бедняге решил помочь его знакомый талантливый врач Карло Бестульджи, который и уговорил Пиноккио сделать деревянные протезы. Естественно, что столь необычная внешность мгновенно привлекала к себе внимание. И маленький человек с деревянными ногами и носом мгновенно привлек к себе внимание владельца уличного цирка. Тот предложил взять его к себе в труппу и кормить, если Санчес займется акробатическими номерами. Пиноккио с радостью согласился и даже стал на время звездой, однако, к сожалению, при исполнении одного из трюков на канате, Пиноккио оступился и разбился насмерть на глазах у огромной толпы.
По промокоду dzenfriends подписчиков канала ждет скидка 20% и подарок — книга на ваш выбор из подборки! Для того, чтобы активировать купон, перейдите по ссылке.
Еще больше интересных материалов — в нашем Telegram-канале!