Русские тосты — они особенные. Лаконичные, чёткие и нередко юморные. Но мы, поднимая бокалы и выпивая за то, чтобы у нас всё было, не задумываемся о том, откуда вообще пошли на Руси традиции застольных речей.
Да, наверное, и веков 7 назад собравшиеся вокруг поляны, разлив бузу, что-то произносили. А чего казались эти пожелания? Под призыв к чему чокались кубками? Сегодня мы и разберёмся с тостами времён Древнерусского государства и Московского царства, т.е. с IX-го по XVIII-ые века.
Стопка как вклад в историю
Что интересно, о древнерусском тосте мы узнали не только из письменных источников — но и из рукотворных. У славян Средневековья тоже посуда разделялась на бытовую и праздничную — в этом плане мы от них никуда не ушли.
Но вот что мы потеряли - так отношение к утвари для потехи. Сейчас посуда для застолий отличается от повседневной лишь размерами: бокалы, фужеры, стопки. Тогда как в Древней Руси всё наоборот: формы были унифицированы. Всё, что не на хлебе и покрепче, наливалось в чарочку. Зато сами чары были расписаны. В том числе на них гравировали и застольные фразы.
Здравица как первый тост в истории
Обычно на чарочках писали пожелания крепкого здоровья. И всевозможные вариации этих фраз и произносились во время массовых застолий. Отсюда и пошли здравицы — короткие спичи перед процессом выпивания живой воды. По сути, это и есть первая форма «тоста» в истории русской культуры — просто слова такого ещё не завезли.
Хотя возникает один простой вопрос: а почему именно здоровье стало основной темой тостов? Почему не мотив радости от встречи, почему не пожелание успехов? Была бы не «здравица» — а «успешица». Или «витаница» (хорошо, признаю — звучит так себе).
И у доминирования темы здравоохранения можно найти простую причину. До изобретения вакцин, появления госпиталей и развития хирургии оставалось веков так 7-8 — и не умереть от какой-либо хвори страшнее простуды надо было постараться.
А ведь Россию с XIV по XVIII-ые века несколько раз поражали и эпидемии чумы, они же моровые поветрия. Так что пожелание здоровья в те времена действительно согревало душу. Вместе с употребляемыми напитками, естественно.
Хотя здравица могла поднимать не только тему здоровья. Это просто самый распространенный тост, по которому и назвали всю категорию застольных речей. В реальности же здравицы касались различных пожеланий.
Например, в шедевре древнерусской литературы «Слове о полку Игореве» (конец XII-го века) есть фрагмент со здравицей: «Слава Игорю Святъславличу, буй туру Всеволоду, Владимиру Игоревичу». Если что, контекст: тост поднимается за успешное возвращение из плена.
Третий тост - он важный самый
И если мы заговорили о традиции здравиц, то стоит перейти к третьему тосту. Сейчас мы его поднимаем за прекрасных дам, за любовь или же за тех, кого нет с нами. Но раньше смысл третьей по очерёдности здравицы был иным.
Начнём с того, что прекрасных дам веков так 5-6 назад редко приглашали к братскому столу. Поэтому и одаривать вниманием противоположный пол не имело смысла. Традиция пить за женщин появилась гораздо позднее — примерно к концу XVIII-го века. И была навеяна английскими и французскими застольными традициями.
О поминальных тостах на пиршествах Руси нет никаких сведений. Хотя в определённые времена войн велось столько, что хоть каждый день опрокидывай чарки без чоканья. Возможно, такие случаи были — но в широкую практику они не входили.
Только третий тост всё равно был важным уже в XVI-м веке как минимум. И касался он благополучия царя. Первым эту практику ввёл Иван Грозный: подозрительный владыка с немного параноидальными наклонностями решил использовать сакральную цифру «три» для удержания своего авторитета. Поэтому после двух первых здравиц он объявлял следующий тост за себя.
И да, попробуйте отказаться от такого предложения, когда оно звучит из уст царя, которому ничего не стоило затюкать даже целый боярский род. Так и появилась традиция пить за благополучие монарха, пусть и навеянная страхом.
Причём тосты не отличались краткостью — всё же ради царя и на словеса не надобно поскупитися! Вот, например, часть здравицы в честь Бориса Годунова, которую я для удобства адаптировал под современный русский:
«А на нас, рабов его, пусть бескрайние речи милосердия изливаются ещё больше прежнего от премудрого его [царя] разума и милостивого нрава. А к воинскому чину пусть придут призрение и храбрость. И пусть у бедных станет больше подаяний. И вдовы с сиротами пусть найдут крепкую защиту. А виновные получат пощаду и терпение».
Как видите, тост за монарха внезапно перешёл в пафосную речь о благе всех слоёв населения. Царской здравице — царские объёмы!
Так традиции пить за здоровье и особое отношение к третьему тосту дошло до нас и сквозь века. Конечно, всё это со временем потеряло изначальные смыслы — но важно, что сами обычаи всё равно остались. Так выпьем же за это!
За нас, за вас и за канал Хакнем! А какой ваш любимый тост?
Автор: Будников Константин, учёный-литературовед, независимый автор медиагруппы Хакнем
Другие статьи автора: