📌 Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл в своем слове на Воздвижение Креста Господня призвал россиян к «духовной мобилизации» ради примирения России и Украины.
📌 «Еще раз хочу сказать, что мы дожили с вами до судьбоносного времени, а в судьбоносное время следует обновить нашу веру, обострить наше сознание и нашу память, посмотреть иначе на многое из того, на что мы еще вчера смотрели без особого внимания и особой заботы. Тогда наша духовная мобилизация, к которой я сейчас всех призываю, поможет и мобилизации всех сил нашего Отечества. И она, несомненно, поможет в конце концов полному примирению России и Украины, которые составляют единое пространство Русской Православной Церкви».
📌 Сразу после этих слов в антицерковных телеграмканалах и на оппозиционных сайтах развернулась очередная кампания по травле Русской Церкви и ее Предстоятеля. Критики подавали эту проповедь Патриарха как призыв к войне, выстраивая параллели между духовной и военной мобилизациями.
📌 И в самом деле, что может быть проще для ищущих повода, чем взять слово Патриарха и вставить его в свои заготовленные контексты. Вполне себе банальная манипуляция. Для таких слушателей даже пастырское слово о духовной брани будет звучать как призыв к военным действиям. Ничего нового. Такие приёмы в свое время применялись и против слов Спасителя. Вспомните, Он говорит о Царствии Небесном, а иудеям слышится – царство Израиля. Он говорит о Победе над смертью – а кому-то виделась война с Римом. Он проповедует о приоритете человека, а кто-то всё время цепляется за свои «субботы», которые должны довлеть над всем.
📌 Но в наше время такие трюки со словами, мыслями и идеями производятся не от непонимания, а по сознательной инициативе. Вот и в случае с проповедью Святейшего Патриарха в день Крестовоздвижения произошла точно такая же сознательная политическая манипуляция.
📌 Ведь о чем говорил Глава Церкви? Он говорил о предметах, которые касаются не политики, не внешней конъектуры, а внутренних, сердечных потребностей. Он говорил о необходимости крепкой веры, хорошей исторической памяти и ответственном отношении ко всему, что сейчас происходит с людьми и страной. Это Патриарх и назвал духовной мобилизацией! Не национальной, не государственной, не военной, а именно духовной!
📌 А что это значит? Слово «мобилизация» буквально означает «приведение в движение определенных сил». То, что спало должно проснуться, что пребывало в покое, должно обеспокоиться, что лениво и бездумно прозябало должно получить импульс к жизни и действию. Это глубоко христианское состояние, которое мы можем встретить и в Священном Писании, и в учении святых отцов.
📌 Разве не о том же говорит евангелие от Луки в притче о семени? «Упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают» (Лк.8:11-13). Христос призывает своих слушателей к тому, что можно было бы так же назвать духовной мобилизацией. А слова Спасителя: «огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся» - разве не о том же? (Лк.12:49). Разве не о том же и упрек Апокалипсиса: «Ты ни холоден, ни горяч» (Откр.3:15)? Это всё о том самом состоянии, которое Христос требует от каждого христианина.
📌 Об этом же учит и Исаак Сирин: «…кому вверено сокровище, тот не спит, иначе будет окраден». Преподобный в данном случае говорит о сокровище жизни человеческой и о времени, данном нам.
📌 И преподобный Антоний Оптинский писал: «Лежа на боку, с мягкой постели в Царствие Небесное не прыгнешь!» То есть, надо предпринимать какие-то действия, собираться с волей, с мыслями, быть духовно крепким и деятельным. Потому что духовная мобилизация – это деятельная христианская жизнь. Об этом и говорил Патриарх: «Еще раз хочу сказать, что сегодня то время, когда мы особенно должны задавать себе этот судьбоносный вопрос: «А что я делаю?»
📌 То есть каждый должен в такие непростые моменты, во время масштабных испытаний и вызовов времени не прохлаждаться, не строить свою хату где-то с краю, а быть духовно в центре жизни, с теми, кто в нас нуждается и с тем, в чем нуждается наша душа.
📌 Подобная мобилизация всех сил души и тела и есть спасительный путь христианской жизни. И именно это подчеркнул в своем слове Глава Русской Церкви: «Сегодняшний день помогает нам понять, что когда мы приносим себя в жертву, когда мы разделяем с другими свое время, свои материальные возможности, свою любовь — искренне, не конъюнктурно, не по необходимости, а от сердца, — тогда мы обретаем великий Божий дар. Мы становимся ближе к Богу. Господь прощает нам наши грехи».
📌 Что в этих словах такого необычного, что нового для христианской веры, этики или истории?
Вспомните историю преподобного Антония Великого и башмачника. Антоний, житель пустыни и великий аскет, узнает однажды, что несмотря на все свои труды, он не достиг того высокого духовного уровня, которого достиг некий башмачник из Александрии. А что такое Александрия в то время? Муравейник, кипящий торговцами, моряками, странствующими философами и обычными суетящимися гражданами. И вот Антоний находит этого башмачника, стучится к нему в дверь и после позволения войти задает удивленному хозяину вопрос: «Чем ты угождаешь Богу? В чем твое делание, то есть, в чем состоит тот сердечный подвиг, который так высоко оценил Бог?» Сапожник в страхе и недоумении. У него нет подвига. Монах его с кем-то перепутал. Он просто работает. Часть доходов жертвует Церкви, что-то отдает бедным и постоянно размышляет о спасении. Он собран, он постоянно в труде, он делает его хорошо и постоянно пребывает во внутренней собранности. Он духовно мобилизован!
📌 Вот чему Великий Антоний научился у простого сапожника. Вот о чем сказал нам и Патриарх. Кто воспитывает детей или назидает подростков – должен быть ответственным в этом искусстве. Кто учится в школе или университете – должен стремится к совершенству. Кто печет хлеб или шьет башмаки – должен делать это качественно. Кто поставлен руководить или управлять, защищать или лечить – должны так же осуществлять свой труд с пониманием высоты своего служения. Вот что такое духовная мобилизация. И от этого трезвого, рассудительного, ответственного состояния зависеть не только то, как наша страна пройдет через горнило выпавших на ее долю испытаний, не только скорейшим мир на Украине, где сегодня работают иностранные политтехнологи и манипуляторы, пытающиеся задурить людям голову, но от этого также зависит и вопрос спасения души каждого из нас.
📌 А то, что услышали в этом слове Патриарха некоторые журналисты, определенные критиканы и те, кто по словам апостола постоянно «ищут повода» - лишь в очередной раз подтверждает слова Священного Писания и народной мудрости: «чистому – всё чисто, а свинья везде грязь найдёт».
📌 Таков наш век, его ложь, его правда и наш тест.