В ноябре 2021 года для ютуб-канала «Сортировочная» нужно было написать «STOMP» в рамках проекта «Сортируем мусор вместе».
STOMP – это шоу, где с помощью швабр, вёдер, крышек от мусорных баков и других подручных предметов, извлекается музыка.
Яркими представителями такого направления являются знаменитые мусорщики с Бродвея. Американский танцевально-музыкальный коллектив STOMP, сделавший своим фирменным знаком извлечение музыки из самых неподобающих предметов, был создан шестнадцать лет назад, в 1991 году. Именно тогда состоялось первое выступление на знаменитом Эдинбургском фестивале.
Подготовка
У нас было два варианта развития событий: сделать ремейк уже существующей композиции или написать музыку с нуля.
В чём разница?
- При использовании уже готового трека, нужно выкупать права, которые стоят, как крыло от боинга, особенно если это известная композиция.
- Написание музыки с нуля хорошо тем, что у композитора есть огромная творческая свобода в рамках ТЗ. Но есть и обратная сторона медали: придется пройти круги ада, прежде чем всё утвердят, да и не факт, что в конце концов утвердят. Потому что, как правило, заказчики любят вносить большое количество правок, а чем больше правок – тем больше сумма в смете.
- Третий вариант – использование музыки народного достояния. Эта музыка старше 70 лет и её можно использовать без покупки прав, потому что она принадлежит народу.
После многих вариантов, которые были предложены со стороны заказчика, мы выбрали композицию Мориса Равеля – «Болеро».
Мелодию «Болеро» мы выбрали неслучайно. Она знаменита своими ритмическими повторениями. Отходы тоже могут снова и снова становиться новыми вещами, если их сортировать и отправлять на переработку, а не на свалки, площадь которых в нашей стране превышает площади многих других государств.
После того, как мы определились с композицией, сразу перешли к вопросу, как переложить «Болеро» в STOMP, где в основе – вторсырьё.
Основные вопросы для ТЗ, которые меня интересовали:
- какие отходы являются вторсырьём, которое можно переработать на 100%;
- подбор нужных компонентов для записи и их закупка;
- как создать музыкальные инструменты из этого вторсырья;
- конечная длительность композиции;
- количество людей в кадре, которые будут задействованы в съёмках, чтобы написанные партии можно было комбинировать без ущерба для музыки и монтажа видео;
- количество инструментов, задействованных в композиции.
С чего начать?
Всем, кто работает с музыкой, видео, графикой, известна фраза «на посте поправим».
Я такой концепции не придерживаюсь и стараюсь максимально предвидеть всё то, что будет ДО начала всеобщей паники.
Поэтому я открыл свой любимый Logic Pro X и в нём создал сие чудо:
Почему так было нужно:
- Самая очевидная причина – заказчик. Как мы знаем, большинство клиентов ничего не понимают в звуке, видео и т.д. Им нужен готовый продукт здесь и сейчас, ну или хотя бы на 99% готовый. Я, как человек, прошедший огонь и медные трубы, уже был готов к этому и предложил заказчику для его же безопасности сделать сначала всё на компьютере, согласовать с каналом и уже переходить к следующему этапу – созданию инструментов.
- Как я говорил выше, нужно помнить о том, что это телеканал, и у них все сроки были «вчера». Соотвественно, правок может быть вагон и маленькая тележка, или вообще – переделка всего. Это ещё один аргумент в сторону того, что предпродакшен важен.
- И самое главное – создание инструментов из вторсырья. Это в каком-то смысле тонкая материя, и необходимо очень точно подбирать материал, из которого будут изготавливаться будущие музыкальные инструменты, чтобы не пришлось краснеть, когда зритель увидит в кадре совсем не вторсырьё.
Как создавались инструменты для записи
Я знал в теории, каким образом сделать нужные инструменты для записи. А за практикой обратился в интернет и нашёл некоторые видео о том, как изготовить всё необходимое.
Вот здесь я подсмотрел, как создать ударные томы:
Здесь – как создать флейту:
А здесь – как с помощью бутылок сыграть основную мелодию:
Как это выглядело у нас?
Было весьма сложно всё это создавать, потому что где-то образовались косяки с томами, которые издавали совсем не тот звук, что был нужен. А флейту и вовсе пришлось переделывать раз по десять, потому что нужна была флейта-пробник, затем флейта на запись и флейта для съёмок для каждого отдельного человека.
Как вы понимаете, получилось не с первого раза.
Флейта: нужно было её сделать определённой длины, затем вырезать отверстия с определённым шагом, использовать плотную бумагу и пробку от бутылки:
Томы: были куплеты пластиковые вёдра, я вырезал в них дно, затем с помощью скотча и полиэтилена обтянул их достаточно сильно, чтобы при ударе был низкий звук:
Ксилофон из бутылок: были взяты 5 бутылок, и в них налито разное количество воды, чтобы те при ударе издавали нужные ноты:
Шейкер: внутрь банки был насыпан рис:
Всё это – небольшой список того, что было сделано руками и использовано в дальнейшем во время записи и съёмок.
Продолжение – в следующей статье!
Подписывайтесь на мой дзен, телеграм и другие социальные сети.
#стомп #экология #сортировочная #вторсырье