Посёлок Тервеничи и Покрово-Тервенический женский монастырь расположены в юго-восточном углу Лодейнопольского района Ленинградской области, примерно в 20 километрах за посёлком Алёховщина.
Монастырь совсем молодой, он возник в 90-х годах ХХ века. До этого монастыря здесь никогда не было. В начале XIX века в Тервеничах была сельская церковь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1861 году в селе, на горе над Погостским озером построили большую каменную Успенскую церковь. В 1935 году её закрыли, в здании сначала был клуб, а потом склад. В 80-е годы храм пустовал, потерял крышу, и стал быстро разрушаться. В 1991 году храм вернули верующим, начали восстанавливать и заново освятили в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В том же году возник женский монастырь, и появились первые две монахини.
В последующие годы были построены Успенская церковь с Трапезной палатой (2006), часовня Троицы Живоначальной (1997), Надкладезная часовня и купальня рядом с источником (1997), Святые Врата, лестница к озеру и служебные здания.
Перед Святыми вратами путешественника встречает необычное для русских храмов и монастырей сооружение. Это колонна, на вершине которой стоит скульптура Божией Матери с ребёнком Иисусом на руках.
Надо сказать, что в русских церквях скульптурные изображения сравнительно редки. В то же время, в католических храмах скульптур едва ли не больше, чем икон. Восточная и западная ветви христианства разошлись в этом вопросе в далёком VIII веке. Тогда Византийский император Лев III своим указом упростил церковные ритуалы, запретил скульптурные и живописные изображения Бога и святых, и объявил почитание икон идолопоклонством. Такое решение, помимо сложного переплетения политических причин, было вызвано ещё и влиянием соседей – арабов-мусульман. Ведь ислам строго запрещает изображения живых существ, и мечети по сей день украшаются только орнаментами. У решения императора было немало и сторонников (иконоборцев), и противников (иконопочитателей). А римский папа официально отказался подчиняться указу Льва III, и императору пришлось с этим смириться. Борьба между иконоборцами и иконопочитателями в Византии продолжалась несколько десятилетий и закончилась компромиссом. Иконы вернули в церкви, а скульптуры были запрещены. Русь получила эту традицию из Константинополя вместе с христианством, и столетиями в русских церквях скульптур не было. Ситуация начала меняться при Петре I, когда активизировались контакты с западом. Исаакиевский собор в Петербурге, законченный в 1858 году, уже украшен скульптурами Христа, апостолов и святых. А в постсоветской России скульптуры Бога и святых появляются всё чаще.
Добраться до монастыря из Петербурга можно по Мурманскому шоссе. В Доможирово на 184-м километре трассы Кола следует повернуть направо по указателю «Введено-Оятский монастырь, Алёховщина». От поворота до Тервеничей около 75 километров.
Публикации моего канала перечислены здесь.