Найти в Дзене
Журнал "Вектор"

"Мы пока не знаем, что именно имеется в виду". Преподаватель МФТИ Илья Мещерин — об отказе от Болонской системы

6 июня Россия официально объявила о выходе всех образовательных организаций страны из Болонской системы, в которую она вошла в 2003 году. Как это скажется на вузах и их студентах? "Вектор" поговорил с преподавателем МФТИ Ильёй Мещериным, чтобы узнать о том, как приход и уход этого договора отразился на университете, и каких перспектив стоит ждать в будущем. — Министр образования и науки Фальков недавно заявил следующее: "К Болонской системе надо относиться как к прожитому этапу. Будущее за нашей собственной уникальной системой образования, в основе которой должны лежать интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого студента." Можете ли вы это как-то прокомментировать и как вы на практике представляете появление этой самой "импортозамещённой" модели образования в России? — Отношусь к этому, конечно, негативно. Непонятно, какие мотивы у чиновников и какую цель они на самом деле этим преследуют, но понятно, что публичный "отказ от Болонской системы"

6 июня Россия официально объявила о выходе всех образовательных организаций страны из Болонской системы, в которую она вошла в 2003 году. Как это скажется на вузах и их студентах?

"Вектор" поговорил с преподавателем МФТИ Ильёй Мещериным, чтобы узнать о том, как приход и уход этого договора отразился на университете, и каких перспектив стоит ждать в будущем.

— Министр образования и науки Фальков недавно заявил следующее: "К Болонской системе надо относиться как к прожитому этапу. Будущее за нашей собственной уникальной системой образования, в основе которой должны лежать интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого студента." Можете ли вы это как-то прокомментировать и как вы на практике представляете появление этой самой "импортозамещённой" модели образования в России?

— Отношусь к этому, конечно, негативно. Непонятно, какие мотивы у чиновников и какую цель они на самом деле этим преследуют, но понятно, что публичный "отказ от Болонской системы" усложнит признание российских дипломов за рубежом, а также программы международного обмена для студентов.

Впрочем, позже было сделано заявление, что под этим имеется в виду не отказ от бакалавриата и магистратуры, а какие-то более точечные изменения. Это радует, но наводит на мысль, что на самом деле никакой принципиально другой системы высшего образования они создавать не собираются, а смысл лозунга "отказ от Болонской системы" скорее в самом лозунге, реально потребности в крупных изменениях нет.

— Как изменился МФТИ с введением Болонской системы? Усилилось ли сотрудничество с иностранными вузами?

— Довольно трудно сказать, учитывая, что я сам до введения этой системы никакого отношения к МФТИ еще не имел. (Мещерин поступил через несколько лет после введения Болонской системы — прим. ред.)

Но вообще за последние годы, конечно, Физтех сильно увеличивал сотрудничество с иностранными вузами. Это было одно из важных направлений развития МФТИ. Это влияет на позицию вуза в международных рейтингах. Сейчас с этим, очевидно, тоже начнутся некоторые проблемки.

— Верите ли вы в возможность сохранения сотрудничества между Россией и ведущими мировыми университетами в области технических и естественных наук?

— Хочется верить. Ну точнее как: прямо сейчас, как я уже сказал, будут довольно очевидные трудности. Но я думаю, со временем так или иначе все наладится. Лучше сотрудничать с зарубежными коллегами, чем конкурировать, так что если не сейчас, то пусть через сколько-то лет, но ученые все же найдут пути успешного взаимодействия, я думаю :)

— Какое время может потребоваться для восстановления разрушающихся прямо сейчас связей и какие шаги для этого требуются?

— Кхм. Ну очевидный первый шаг, я боюсь, не стоит публично называть. Надеюсь, и так понятно, что имеется в виду. Если выражаться более обтекаемо, то надо для начала перестать самим совершать действия, которые делают сотрудничество с нами в Европе постыдным и общественно осуждаемым.

Насчет того, какое время потребуется. Давайте подумаем. С момента распада СССР до начала введения санкций против России прошло чуть больше 20 лет. За это время прогресс в международном взаимодействии вузов был колоссальным. Думаю, что за похожий (и даже меньший) срок удастся исправить и текущую ситуацию, если, конечно, начать двигаться в этом направлении.

— Что выход из Болонской системы означает для самого университета и его преподавателей?

— Пока непонятно. Как я уже говорил, мы пока не знаем, что именно скрывается за словами "выход из Болонской системы" в нашем случае.

Для преподавателей, я думаю, страшнее не выход из Болонской системы, а политическая ситуация в целом. Она ведет к изоляции и ослаблению международного сотрудничества. А выход из Болонской системы, как мне кажется, скорее повлияет на студентов, чем на уже состоявшихся учёных.

— А как тогда это отразится на студентах вуза и его абитуриентах?

— Повторюсь еще раз, мы пока не знаем, что именно имеется в виду под "выходом из Болонской системы" в нашем случае. Если бакалавриат и магистратура не отменяются, уже хорошо. Может, по сути изменений-то и не будет, а будет только декларация, что мы вышли из этой системы. Если какие-то изменения будут вводиться, про них надо отдельно думать. Например, объявленное изменение "можно будет поступать в магистратуру после бакалавриата лишь по своей смежной специальности, а не по любой, как сейчас" само по себе не звучит как что-то плохое, я не вижу очевидных проблем, которые оно вызовет.

А вот сам лозунг "выход из Болонской системы" означает две вещи. Первое — нашим студентам будет труднее продолжать образование за рубежом (потому что понятная зарубежным вузам система высшего образования как раз упрощала международный обмен), и второе — в Россию будет приезжать меньше иностранных студентов, чем могло бы (по той же причине).