-Отец. Зачем мы отдали Тойжан? Ведь Божей хотел за примирение лошадей.
-Сынок. Обычай такой. Чтоб примириться с обиженной стороной, всегда отдавали родных в чужую семью. Но мы Тойжан отдали не в рабство, а для того чтоб Божей воспитал её как свою дочь. Я отдал ему самое дорогое. Кто же знал, что ему пять кобыл дороже жизни ребёнка. Но ему это так не сойдёт.
Начало истории здесь
Кудайберды послал к Божею посыльных. Но Божей со злостью ответил.
-Кудайберды думает, что своим ребёнком он залечил мою рану, он думает я забыл обиду, нанесенную мне? А подумал он о том, каково было мне? Он потерял маленького ребёнка и все. Что с ним случилось? Ничего. Пусть он отстанет от меня и не выводит меня из терпения. Так ему и передайте.
В его словах звучала обида, ненависть и злоба. Божей ничего не простил Кудайберды.
Аюп от такого ответа пришёл в негодование. Если раньше он уважал за ум Божея, то сейчас в его сердце умерла вера в хорошее и доброе. Он не мог понять как можно было малютку Тойжан предать медленной смерти. Какая жестокость и никакого раскаяния. Значит он только с виду казался добросердечным и порядочным.
Кудайберды выслушал ответ Божея с опущенной головой.
-Моя дочь для него оказалась щенком. Ненависть его утихнет только в могиле. Он не мог упустить такой удобный случай для мести.
Кудайберды нацепил малахай, вышел из юрты и велел собирать старейшин со всех аулов. Все понимали, что готовится грандиозное событие в роду. Кудайберды этого так не оставит. Он будет мстить. Со всех аулов собирались джигиты, перешептывались между собой и ждали приказа самого главного.
И в тот вечер, когда Кудайберды принял решение вступить на путь войны, в ауле Божея решили бороться до последнего.
Но через неделю в аул принесли весть, что Божей заболел. И находится при смерти. Никого к себе не подпускает, только старших братьев. Он уже сам догадывался, что ему осталось немного, он попрощался со своими родными. А через два дня Божей умер. Кудайберды после этой вести словно онемел. О чем он думал, можно только догадываться.
Женщины стали собираться на помины. Они ждали посыльных с приглашением. Но никто их не позвал. Мать Кудайберды предложила поехать не дождавшись приглашения. Возможно до них ещё не доскакали посыльные. Но приглашения они так и не получили. Как бы не ссорились, но по обычаю перед свежей могилой все обиды должны отступать. Но здесь наверно сыграла ненависть и Божей запретил звать аул Кудайберды. Для самого Кудайберды это было больше, чем унижение.
Теперь аулы, жившие в ожидание вооружённых схваток, успокоились и стали жить спокойной размеренной жизнью. Но это была только видимость спокойствия. На самом деле род Божея готовился к столкновения.
А последней точкой кипения оказалось желание мирзы забрать коня у джигитов Божея по разрешению Кудайберды. Вот здесь он просчитался. Если раньше он мог взять все, что ему понравилось, то на этот раз они получили отпор. Старших сыновей Кудайберды избили и опозорили, раздев их догола и выпоров плетью.
У Кудайберды от злости закипели мозги.
-Захотели набегов? Будут вам набеги.
И сто пятьдесят вооружённых джигитов напали на первую попавшуюся кочевку. Они угнали весь скот, разорили юрты и только потом увидели, что это траурная процессия по Божею.
Вслед им сыпались проклятья. По степи быстро разнеслась весть, что Кудайберды напал на траурную кочевку. Оскорбил память умершего.
Стали собирать войска. С обеих сторон набралось по тысячи воинов. Три дня они бились, не уступая друг другу. Много крови пролилось , убитых
и раненных уносили с поля боя. Но все равно битва не утихала. Кудайберды уже бесился и решил взять их хитростью. Сделал вид, что отступает. За ним погнались предводители войска. Но они попали в окружение и все погибли. Жестокая была схватка.
И Кудайберды уже решил, что победил, но верховые принесли весть, что противник ждёт подкрепление в тысячу воинов. И когда на горизонте показалось приближающееся войско, Кудайберды отступил. Но к великому изумление его никто не стал преследовать. И не знал он, что это неслось на него стадо верблюдов и лошадей с большой скоростью. Противник собрал всех верблюдов и гнал это стадо, чтоб больше поднималась пыль. И поэтому не стал преследовать Кудайберды.
Ничем эта схватка не закончилась, но род жигитеке доказал свою способность отражать схватки. Они стали увереннее, появилась решительность, никто больше не боялся многочисленного рода иргизбаев, тем более многие перешли на сторону жигитеков.
Началось великое противостояние родов
Продолжение здесь
Если вам понравилось, ставьте лайки, подписывайтесь на канал, пишите комментарии. Поддержите мой канал. Спасибо, что выбираете меня. Впереди еще много интересных историй. Всем радости и удачи!!!