Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. 69 лет назад, 6 октября 1953 года из жизни ушла Вера Игнатьевна Мухина, замечательная женщина скульптор, создательница множества великолепных памятников нашим знаменитым соотечественникам.
На своем канале я уже писал о ней и о её муже знаменитом советском враче Алексее Замкове, поэтому не стану подробно останавливаться на биографии Веры Игнатьевны, а расскажу историю создания самой главной её работы – скульптурной композиции «Рабочий и колхозница».
Наверное, нет в нашей стране ни одного человека, который не видел бы эту знаменитую скульптуру хотя бы на киноэкране, ведь начиная с 1947 года её изображение стало символом, крупнейшей киностудии Советского Союза «Мосфильм».
Наверное, нет в нашей стране ни одного человека, который не видел бы знаменитую скульптуру Веры Мухиной «Рабочий и колхозница» хотя бы на киноэкране.
Начиная с 1947 года, изображение стального монумента стало символом крупнейшей киностудии Советского Союза «Мосфильм», а сама история памятника такова.
Всемирная выставка в Париже 1937 год
С 25 мая 25 ноября 1937 года в Париже должна была состояться очередная Всемирная выставка. В 1936 году был объявлен конкурс на проект Советского павильона, в котором приняли участие самые известные архитекторы того времени, среди которых были Константин Мельников, Алексей Щусев, Каро Алабян и другие прекрасные зодчие.
Все они имели за своими плечами огромный опыт и являлись создателями настоящих шедевров.
Достаточно сказать, что Константин Мельников был автором проекта Советского павильона на Всемирной выставке 1925 года
Алексей Щусев создал мавзолей Ленина
а Каро Алабян стал автором проекта грандиозного здания Театра Красной армии
предпочтение было отдано, проекту представленному группой Бориса Иофана, прославившегося к тому времени проектом знаменитого Дома на набережной.
По идее Иофана павильон должен был иметь высоту 34,5 метра и стать постаментом для величественного монумента высотой 25 метров.
Вот как он сам писал о своей идее:
«Очень скоро родился образ, юноша и девушка, олицетворяющие собой хозяев советской земли — рабочий класс и колхозное крестьянство. Они высоко вздымают эмблему Страны Советов — серп и молот».
На воплощение идеи архитектора в жизнь был проведен дополнительный конкурс, в котором победила уже известная к тому времени скульптор Вера Мухина.
Общая концепция монумента была ей понятна и сомнений не вызывала,
Для фигуры рабочего скульптору позировал профессиональный натурщик бывший артист балета Игорь Басенко. Пробовался на эту "роль" и знаменитый киноактер Сергей Столяров.
Колхозницу Вера Мухина встретила на пляже в Серебряном бору.
Молоденькая телефонистка Аня Богоявленская, была настоящей комсомолкой, спортсменкой и просто красавицей.
В свободное от работы время она, как и большинство девушек того времени, увлекалась спортом. Отлично плавала, играла в волейбол, каталась на коньках.
Фигура у нее была просто идеальная. Вера Мухина пригласила ее в свою мастерскую на Арбате и работа началась.
Самым сложным, оказалось, найти подходящие лица. Придирчивого, прежде всего к самой себе художника все время что-то не устраивало .
Однажды Вера Игнатьевна присутствовала на репетиции парада физкультурников в ЦПКО имени Горького. На передвижной платформе она увидела юношу и девушку, застывших в той самой позе, в которой она представляла своих будущих «рабочего и колхозницу». Это было невероятно. Молодые красивые с идеальными фигурами. А главное лица, это были именно те лица, которые она искала.
Молодыми людьми оказались метростроевцы Сергей Каснер и Зоя Мухина.
Сергей Каснер - рабочий
Уроженец небольшого села под Киевом, в начале 30-х годов приехал покорять Москву, как это зачастую происходит и сейчас.
В 1933 году по комсомольскому набору пошел работать на строительство Московского метрополитена.
Был откатчиком вагонов, проходчиком, бригадиром проходчиков. На Метрострое Сергей Каснер бил трудовые рекорды, выполняя план на 300 процентов. Моссовет даже наградил его почетным знаком “Мастер отбойного молотка”. При этом он успевал заниматься спортом - фехтованием, боксом и борьбой.
В ту пору Сергей Каснер познакомился с известным борцом и тренером Тихомировым, эта встреча определила его дальнейшую судьбу. Участвуя в первенстве Москвы в среднем весе, он проиграл лишь одну схватку Григорию Пыльнову, чемпиону Советского Союза, и занял второе место. Товарищи метростроевцы, поздравляя Сергея, поместили в своей газете дружеский шарж и стихи под названием “На два фронта”, где были такие строчки:
“Он в шахте непреклонен, как борец. Ну, а в борьбе упорен, как проходчик”.
Зоя Мухина - колхозница
В действительности девушка коренная москвичка и в деревне никогда не жила. Она работала на строительстве метро откатчицей. Физически тяжелая работа была для тогдашних комсомолок, тем, чем в наше время для их сверстниц стал фитнес.
Наконец найдя своих героев, Вера Игнатьевна работала буквально не покладая рук и через несколько месяцев скульптура была готова.
Советский павильон стал настоящим местом паломничества посетителей Всемирной выставки.
Он был расположен напротив павильона Германии, который по задумке его создателей должен был стать самым грандиозным во всей экспозиции.
Однако из этой затеи ничего не вышло. За полгода работы выставки «Рабочий и колхозница стали буквально новым символом Парижа.
Французские власти даже обратились к советскому правительству с просьбой продать грандиозный монумент.
Однако согласие не было получено и после окончания выставки, статуя была возвращена в Москву, где ее установили возле Северного, тогда главного входа на ВДНХ.
В 1988 году состояние монумента было признано аварийным, однако, реставрационные работы были начаты только в 2003. В 2010 монумент был открыт. Причем вместо десятиметрового постамента, на который он был установлен ранее, воссоздано здание по проекту архитектора Иофана, в котором открыт музей «Рабочий и колхозница».
Вот такая история создания и возрождения памятника времен построения светлого будущего в нашей стране. Хорошо, что он сохранился.
Более подробно о жизни и творчестве Веры Игнатьевны Мухиной можно почитать перейдя по ссылке расположенной ниже.
Вера Мухина, самая знаменитая советская женщина – скульптор и её наследие
На этом мои уважаемые читатели позвольте прерваться. Всего вам доброго и до скорой встречи.