Я очень хотела посетить этот Храм, построенный ещё в шестом веке. Он является современником одного из главных христианских соборов ( Святой Софии - Стамбул).
И ещё меня интересовало то, что на его территории находится единственная тюрьма Абхазии.Такого не видела никогда и нигде.
В тот день мы посетили с Артуром два Храма - Илор и Дранды. Они совершенно разные и вызвали чувства совершенно разные.
Если в Илоре у меня было в душе задето именно то, что касается веры, то здесь больше чисто историческо- архитектурный интерес был вызван.
Хотя в Храме шла служба, не захотелось мне там долго находиться (а может именно поэтому). Хотелось бы получше рассмотреть и убранство и иконы, но во время богослужения делать это как-то нехорошо.
При Соборе работает самая большая в Абхазии церковная лавка. И в неё попадаешь сразу, когда в Храм войдёшь. А через неё проходишь уже туда, где проводятся службы. Почему-то это мне не понравилось. Слишком много торговли. Я то перекрестилась и думала захожу в Храм, а оказалась как в магазине.
Вспомнилось как Иисус разгонял торговцев в Храме.
Но это лично мои ощущения. Территория Собора красива, но много новостроя, что для меня не всегда сочетается с местами святыми.
На территории есть святой источник в честь святого великомученника воина Никиты Бесогона. Глубина источника 58 метров.
Также недавно-в 2021 году там открыт памятник Иоанну Крондштатскому.
А вот снаружи сам Храм мне очень даже понравился.
Такая форма называется крестово-купольная (распространена была в Византийской империи в 6-7 веках).
Четырехстолпный Храм выглядит приземистым, но именно это привлекает и вызывает у меня чувство какой-то устойчивости и надёжности. А его купол с шестнадцатигранным барабаном отличает этот Храм от множества других виденных мною.
Насколько я не смогла насладиться Храмом внутри, настолько впечатлилась снаружи. Кстати этот Собор изображён на памятной монете Банка Абхазии номиналом 10 апсаров.
Я обошла Храм вокруг не один раз. Рядом есть два захоронения строителей Храма.
В конце 19 века в Храме был мужской Монастырь, где жили более 300 монахов. Но в советское время Монастырь был превращён в колхоз и все кельи были отданы под общежития.А основное здание церкви переоборудовали в тюрьму.
Восстановление Храмового комплекса началось пять лет назад, когда передали Драндский собор православной церкви.
Покидала я этот Храм с желанием вернуться. Верю, что это случится. Чувство, что я что-то упустила, меня не покидает. Я даже знаю что. Мне надо оказаться внутри, когда там будет тихо и малолюдно!