«А это у вас граммофон настоящий? А он работает? А можно послушать?!» – да, наверное, это один из самых «наиболее часто задаваемых вопросов» от гостей нашего дизайнерского отеля Art Nuvo Palace. Как всегда – на все вопросы наших гостей отвечаем с превеликим удовольствием.
Да, граммофон – самый настоящий! У нас вообще всё настоящее: и Санкт-Петербург, и Васильевский остров, и наше гостеприимство – всё настоящее. Ну и винтажная техника – тоже, само собой.
Можно ли послушать, как оно звучит? Ну конечно! А чтобы послушать его вживую было еще интереснее – несколько интересных фактов о том, как вообще появилась такая штука – Звукозапись.
* Первый прибор, способный фиксировать звуки и затем их воспроизводить – назывался фонограф. Изобрел его знаменитый американский изобретатель Томас Эдисон, причем, как водится, отчасти случайно. Согласно канонической легенде, мистер Эдисон занимался усовершенствованием телефонного аппарата и случайно укололся иглой, которая «дернулась» от колебания звуковой мембраны. «Бинго! – великий изобретатель, – Если звук заставил иглу колебаться, то осталось придумать, как это колебание зафиксировать!» Так он и поступил.
* Впервые продемонстрированный публике Фонограф был, естественно, далек от совершенства. В частности, в качестве «носителя» использовался еще не диск, а цилиндр, обмотанный оловянной фольгой, диски со спиральной «дорожкой» были придуманы позже. Но главное – Фонограф работал! В прямом смысле – со скрипом, но воспроизводил ранее записанные звуки, и это, в общем, был Прорыв.
* Первым «записанным» музыкальным произведением принято считать английскую детскую песенку «У Мэри был ягненок». Кстати, спустя почти 100 лет свою версию записал и будущий Сэр Пол Маккартни, возможно, в том числе и в качестве благодарности за саму возможность для музыкантов «записываться». Но вообще сам изобретатель Т.Эдисон предназначал свое изобретение несколько для других целей.
* И в качестве таких целей г-н Эдисон видел использование фонографа в качестве «механического секретаря», а также для создания «звуковых книг для слепых» и для передачи «звуковых писем». Так что если вас порой бесят многословные аудио-сообщения от ваших корреспондентов в мессенджерах – все вопросы к Эдисону, он первый придумал «продвигать повестку»!
* Само название «Граммофон» – на самом деле «имя собственное». Ну, как любой детский подгузник – это «памперс», а любое копировальное устройство – это «ксерокс», хотя изначально и то и то – торговые марки. Вот примерно так же и «Граммофон». Были и другие фирмы, которые развивали идею фонографа, но по-настоящему «взять рынок» получилось у Эмиля Берлинера и его «Граммофона». Да, в первую очередь благодаря разработке ныне всем привычного диска вместо цилиндра, ну и ряду других полезных «инноваций».
* Также считается, что идея выплачивать исполнителю авторское вознаграждение за запись его голоса принадлежит тоже Эмилю Берлинеру. Но вот нам кажется, что это сами исполнители сделали изобретателю то самое «предложение, от которого невозможно отказаться». Понятное дело: раньше великие певцы ездили с гастролями и собирали аншлаги. А теперь, получается, один раз записался – и всё, все тебя слушают сидя дома, а на концерты не ходят? Э нет, господин Берлинер – пожалуйте сперва в кассу! «Утром деньги – вечером ария. Или вечером деньги – утром оратория». Ну и опять же, считается, что первым получившим «роялти» стал великий тенор Энрике Карузо.
* «Патефон» – тоже имя собственное, модель фирмы «Братья Патэ». Патефон – это «складной граммофон».
* В России популярность граммофоны обрели не сразу. Вот синематограф «зашел» почти моментально, «кинобум» начался с места в карьер. А вот для раскрутки звукозаписывающей индустрии потребовались усилия, популяризаторам идеи приходилось и за свой счет записывать лучших русских певцов, и ездить по стране со своеобразными «промо-акциями», наглядно демонстрируя, как вообще эта штука работает, и где именно в этом ящике с трубой сидит карлик, поющий голосом Шаляпина. Одно из таких «рекламных прослушиваний» даже стало сюжетом картины В.Е.Маковского «Слушают граммофон».
* Многие меломаны и по сей день называют «альбомом» долгоиграющую пластинку конкретного исполнителя. Хорошая версия, что появился термин еще на самой заре, когда для того, чтобы собрать, скажем, оперу – требовался минимум десяток дисков, на каждом из которых помещалось всего несколько минут музыки. Диски эти складывались в специальные альбомы, наподобие кляссеров для марок – собственно, так и осталось: «альбом».
* Самый продаваемый альбом – «Триллер» Майкла Джексона: более 50 миллионов экземпляров. А если брать по совокупности, то всех уверенно «делают» великие Led Zeppelin, у них в сумме более 110 миллионов проданного «винила». Ну а про то, что пластинка Pink Floyd «Темная сторона Луны» продержалась в хит-параде более 20 лет – слышали, наверное, все.
* Почему в качестве стандарта используются именно 33 и 1/3 оборота... вот знаете, нам тоже очень интересно! Почему не 32 и не 34, и даже не 35? Сейчас мы как меломаны-гуманитарии прикинем. Может, как-то привязано к частоте тока в сети, 50 Герц? Нет, непохоже. Или так: 33 и 1/3 – это ровно 100 оборотов за 3 минуты. Один оборот – это 360 градусов, а 3 минуты – это 180 секунд, получается, пластинка крутится со скоростью ровно 200 градусов в секунду. Но смысл?
В общем – если знаете, расскажите нам, пожалуйста.
И лучше всего – прямо у нас в гостях, в дизайнерском отеле Art Nuvo Palace на Васильевском острове, 17-я Линия, 64.
Мы ждем в гости всех, и любителей Музыки – в особенности.
Послушаем настоящий граммофон вместе, обязательно!
Наш канал Дизайнерский отель на Васильевском острове - Art Nuvo Palace для всех, кому интересен Санкт-Петербург, история города и Васильевского острова, истории самых замечательных людей Питера. Наш канал – для всех, кто планирует поездки в Санкт-Петербург, и туристические, и рабочие и личные. Ставьте лайк понравившимся материалам, подписывайтесь на наш канал, и вас ждет много увлекательной и полезной информации! Отель Art Nuvo Palace ждет вас! https://artnuvopalace.com/