Армии многих стран используют квадроциклы. Начали их осваивать и российские военные. Кто делает для них мотовездеходы, чем они отличаются от гражданских моделей и как их применяют военные?
“Русская механика” приготовила 40-сильную модель АМ-1, в нескольких вариантах – с 4 или 6 колёсами, с полным или задним приводом. От гражданского прототипа РМ500 их отличает бензобак с самозатягивающимся покрытием на случай прострела, турели для различного вооружения и ряд других, более мелких изменений.
Схожие параметры имеет “Тульчанка” – квадроцикл, разработанный Центральным конструкторско-исследовательским бюро спортивного и охотничьего оружия (ЦКИБ СОО) на основе мирного квадроцикла Stels ATV600 Leopard. В 2015 году было объявлено, что ВДВ закупят 400 единиц.
Для чего военные используют квадроциклы?
“Атв-шки” (all-terrain vehicle, ATV) используют военные многих стран, в том числе стран НАТО. По сведениям коллег из “Военного обозрения”, основная сфера их применения – рейды по пустынной местности.
В вооружённых силах России на них сначала смотрели как на лёгкую и компактную альтернативу БТР в отдельных ситуациях. Назывались такие преимущества “квадриков”, как способность проехать через густые лесопосадки, по узким горным серпантинам, по болоту, по минному полю. Исходя из этой концепции, машины оснастили двумя турели спереди и сзади для ручных пулемётов. Экипаж состоял из двух человек: водителя-стрелка и заднего стрелка.
Однако учения показали, что в этой роли у мотовездеходов есть серьёзные недостатки. Экипаж никак не защищён и представляет собой отличную мишень. Сидя верхом, заднему стрелку было довольно неудобно управлять пулемётом. Тогда же прозвучала мысль, что ATV больше подходят для разведки и быстрой переброски небольших отрядов мотопехоты. Что касается реальной боевой практики, нам пока ничего неизвестно.