Найти тему
Андрей Сталк

Донская повесть

"Донская повесть", СССР, 1964
"Донская повесть", СССР, 1964

Власть опять меняется

Бывший подъесаул уходил воевать

На проклятье отца и молчание брата

Он ответил "Так надо, но вам не понять"

Евгений Леонов остался в памяти рожденных в СССР таким пухляшом-добрячком, неуклюжим большим ребенком. Даже играя королей-убийц или записных алкоголиков. Даже блатарь Доцент с ножом наизготовку тут же нейтрализуется образом добродушного заведующего детсадом, уговаривающих зэков не баловаться. А уж представить героя Леонова, наотмашь хлещущего женщину по лицу и, тем более, расчетливо расстреливающего мать своего ребенка во время родов просто невозможно. Поэтому зритель ставит себя предохранительную установку смотреть и пересматривать картины вроде «Полосатого рейса», где красиво плывут вон те, в полосатых купальниках, и не возвращаться к фильмам типа «Донская повесть». Тяжело.

А ведь оба фильма почти один за другим снял один и тот же режиссёр Владимир Фетин в уже безнадежно далеких шестидесятых годах. И вымя то у тигров, то у кобыл искал в обеих картинах один и тот же актер, но с совершенно разными целями. Вообще, попадая волею случая на незаезженные теперешними каналами советские картины постоянно удивляешься. Ведь стереотип про повальную цензуру (мол, только лично Брежнев чего-то и разрешал) или генеральную линию партии в каждом эпизоде вдолблен и усвоен.

Да, здесь белые (или как теперь бы их огулом назвали бандеровцами) плохие, а красные хорошие. Женщина у нас, конечно, непривычно агрессивно сексуальная, но, как окажется, она была далеко не комсомолкой. И идея превыше жизненного уклада. Но то один эпизод, то второй ставит вопросы, ответы на которые советскому человеку знать, вроде, и не требовалось.

«Обожаю нюхать бабьи подолы» - иронизирует пулеметчик. Фраза и теперь режет слух, что говорить про времена Хрущева? Бравые красные солдаты не могут справиться с четверкой лошадей, которых без труда утихомиривает обычная баба. Командир пару слов с трудом пишет. Да и главные бойцы у нас, как на подбор, имеют внешность Евгения Леонова и Бориса Новикова (Печкина помним?). Банды они гоняют безуспешно, даже наоборот, это их рубят в капусту те, кого мы со времен «Свадьбы в Малиновке» считаем хлопцами пьяными, запряженными. Канонический образ Ленина подается анекдотическим казаком, что служил батарейцем (ну прям Пуговкин из той же малиновской свадьбы). И, конечно, кульминационный самосуд. Все это не может не поднять вопрос, а во имя чего друг друга убивали полуграмотные мужики. Во имя царя-батюшки? Во имя марксизма-ленинизма? И это ещё не решились показать по Шолохову, что главарь банды и командир красного отряда вовсе не однофамильцы Кошевые, как в фильме, а отец и сын. Тогда и без того высокий градус напряжения зашкалит.

Кстати, чуть позже власти не решатся выпустить на экраны фильм Александра Аскольдова «Комиссар» с похожей тематикой рождения ребенка, которое не вписывается в парадигму светлого идейного будущего. Впрочем, там ещё и еврейский вопрос был затронут, который за семьдесят лет никак и не решился. А всё, что не решается, то рано или поздно вспыхнет заново. Что сейчас пишут в донских повестях, через сто лет после происходящего, каждый видит сам. На года, на века, на все времена.

#драма #Леонов #Чурсина #Фетин #гражданская