Найти в Дзене

ГРУ против ЦРУ Гл.16 Проваленная операция (О чем мы не знали-3)

Глава 1. Начало Глава 15. Что это было Информация о том, что российский грузовой теплоход «Композитор Бородин» направился в Персидский залив с грузом запасных частей и оборудования для подводных лодок «Кило», проданных Россией Ирану, преодолела расстояние от Германии до Соединенных Штатов очень быстро. В здании гамбургского Конгресс-центра еще продолжалась конференция руководящего и конструкторского состава немецких судостроительных и судоремонтных предприятий, когда сведения, поступившие от руководителей концерна «Хотвальд», уже анализировались специалистами Центрального Разведывательного Управления США. В комплексе зданий, расположенном в городе Лэнгли, что лежит в восьми милях от американской столицы Вашингтона, штат Вирджиния, собрались люди, которые проявляют профессиональный интерес ко всему, что происходит в мире. Особенно, когда речь заходит о такой острой теме, как международная торговля оружием. К тому же, когда партнерами по заключенным торговым договорам оказываются Росси
Оглавление

Глава 1. Начало

Глава 15. Что это было

Информация о том, что российский грузовой теплоход «Композитор Бородин» направился в Персидский залив с грузом запасных частей и оборудования для подводных лодок «Кило», проданных Россией Ирану, преодолела расстояние от Германии до Соединенных Штатов очень быстро. В здании гамбургского Конгресс-центра еще продолжалась конференция руководящего и конструкторского состава немецких судостроительных и судоремонтных предприятий, когда сведения, поступившие от руководителей концерна «Хотвальд», уже анализировались специалистами Центрального Разведывательного Управления США. В комплексе зданий, расположенном в городе Лэнгли, что лежит в восьми милях от американской столицы Вашингтона, штат Вирджиния, собрались люди, которые проявляют профессиональный интерес ко всему, что происходит в мире.

Особенно, когда речь заходит о такой острой теме, как международная торговля оружием. К тому же, когда партнерами по заключенным торговым договорам оказываются Россия и Иран. От сочетания таких фраз в полученных конфиденциальных документах у бывалых работников аппарата управления, отвечающего за проведение разведывательных операций и вербовку агентуры за пределами территории США, реально усилилось сердцебиение и поднялось настроение. Руководитель европейского отдела управления немедленно собрал подчиненных на оперативное совещание.

В одном из полученных от немецких партнеров документов находился перечень всех комплектов оборудования для подводных лодок, в котором значились агрегаты усовершенствованных дизельных установок к проданным за границу субмаринам проекта «Кило».

-2

Усовершенствованные образцы двигателей русские прежде не продавали на экспорт, поэтому они не стояли на тех лодках, на которые у американских специалистов имелся свободный доступ. Например, на польскую «Варшавянку», которая уже несколько лет являлась боевой единицей объединенных военно-морских сил НАТО в Европе. Интерес для экспертов из Вашингтона представляла и новая конструкция перископа, также значившаяся в полученном перечне комплектов оборудования.

Аналитики, изучившие поступивший документ, в один голос указывали на то, что такие образцы оборудования следует заполучить в свое распоряжение любыми возможными способами. Особый интерес к этим деталям и приборам возник и в связи с тем, что Государственный департамент США принял решение о приобретении у Германии лицензии на строительство дизельных подводных лодок. Это означало то, что у Соединенных Штатов, долгие годы производивших только атомные субмарины, в ближайшие годы должна появиться новая отрасль судостроения, продукция которой предназначается на экспорт в развивающиеся страны. В создание этой отрасли направлены большие деньги, следовательно, американским разведчикам необходимо всеми силами отстаивать национальные интересы.

В другом документе речь шла о том, что ящики с перечисленным оборудованием уже отправлены из торгового порта Санкт-Петербурга на борту российского теплохода «Композитор Бородин». Его маршрут проложен из Балтийского моря вокруг европейского континента в Средиземное, а потом в Красное и Аравийское моря. У немецкой стороны имелся план задержать судно для проверки груза в порту Киль перед входом в Кильский канал. Но русский капитан повел судно другим путем – через Датские проливы, поэтому в европейских портах обследовать интересующий груз не получилось.

На оперативном совещании в ЦРУ прозвучало предложение задержать «Композитора Бородина» на входе в Суэцкий канал или на выходе из него. Но в этом случае потребовалось бы привлечь к операции спецслужбы Египта, что по ряду причин представлялось нецелесообразным. Кроме того, в Порт-Саиде или в Суэце довольно сложно было бы изъять груз с задержанного судна. Тогда у оперативников возникла идея имитировать нападение пиратов на русский теплоход где-нибудь в районе Африканского Рога. После такого нападения груз с захваченного судна можно, не поднимая шума, вывезти куда угодно. Такой вариант операции был принят руководством европейского отдела в качестве основного.

Детальным планом операции предусматривалось слежение за движением судна на всем пространстве Средиземного моря, чтобы держать под контролем сроки его подхода к Суэцкому каналу и выходу в Красное море. К выполнению этой части плана привлекались корабли 6-го флота США в Средиземном море и самолеты базовой патрульной авиации «Орион», постоянно дежурившие над морем.

Особая роль в операции отводилась резидентам ЦРУ, работавшим в странах Восточной Африки, главным образом, вокруг Африканского Рога. Из Лэнгли в их адреса пошли шифрованные указания срочно сообщить о возможности установления контакта с представителями сомалийских племен, обитающих на морском побережье, которых можно было бы привлечь к операции по задержанию русского судна.

Резиденту в Адене ставилась задача связаться с командованием 5-го флота ВМС США в Индийском океане, чтобы подобрать один из кораблей, находящийся в Аравийском море. Главным делом было подготовить его командира для проведения специальной операции по изъятию всей партии груза с русского теплохода, после имитации захвата судна сомалийскими пиратами. В помощь командиру корабля в Аден командировались три сотрудника ЦРУ из числа экспертов по иностранному вооружению и боевой технике.

Специальная операция ЦРУ вступила в активную фазу.

… В портовом городе Момбаса, втором по величине городе восточноафриканской страны Кении, на террасе второго этажа дома на узкой тенистой улице в кресле сидел человек. Это был грузного телосложения немолодой американец с седой кучерявой шевелюрой над загорелым лбом. Пятидесятидевятилетний Фил Чакетта, резидент ЦРУ в Кении, обтирая платком мокрое от пота лицо, поглядывал на часы и ждал появления своего агента.

-3

Вообще-то у него имелись прекрасные апартаменты в кенийской столице Найроби, где он мог не мучиться от жары и влажности. Но в Момбасе Филу в интересах дела приходилось держать конспиративную квартиру в трехэтажном доме, на первом этаже которого находилась принадлежащая ему же автомастерская, а над ней – несколько комнат с террасой. Здесь было удобно встречаться с агентами, которые из соображений конспирации оставляли свои автомобили в мастерской и поднимались по внутренней лестнице наверх.

Чакетта более тридцати лет служил в ЦРУ, проехал Африку вдоль и поперек, все знал и умел, но больше всего в данный момент хотел выйти на пенсию и уехать домой на север Соединенных Штатов. В штате Мичиган он купил себе дом с участком, вокруг которого простирались Великие озера, где никогда не было этой чертовой африканской жары с влажностью. Он регулярно отправлял в Вашингтон рапорты об отставке, ругался с начальством, которое уже несколько лет водило его за нос и никак не отпускало со службы. Однако, как старая рабочая лошадь, разведчик продолжал мастерски решать поставленные Вашингтоном задания. Вчера он получил шифровку с задачей подобрать головорезов, способных захватить в море торговое судно. Поэтому и приехал в Момбасу на встречу с агентом, который имеет возможности для решения этого непростого вопроса.

Звонок у входной двери известил о появлении визитера. Фил впустил в квартиру высокого африканца, одетого в цветастый сомалийский бурнус. Агент действительно был сомалийцем и занимался торговлей в таких бандитских районах соседней страны, куда немногие его соотечественники имели смелость совать нос. Хозяин и гость уселись в кресла, закурили и не спеша обсудили все деловые вопросы. Результат беседы был положительным: агент сразу изъявил готовность найти нужных людей и катер, но затребовал большую сумму денег. Опытный Чакетта уменьшил ее на треть, агент начал было резко возражать, но затем вынужденно согласился, после чего сделку можно было считать состоявшейся. Резидент назначил сомалийцу время следующей встречи, на которой сообщит название судна, его координаты, и передаст радиостанцию для связи «флибустьеров» с руководителями операции. Агент поспешил выполнять задание своего босса, а резидент возвратился в Найроби и отправил в Вашингтон подробный доклад о проделанной работе. Не забыл при этом очередной раз напомнить о своем желании выйти в отставку. Не вставил в текст лишь несколько непечатных слов, которыми он наградил тех, кто за океаном решает его судьбу.

Один из высокопоставленных руководителей ЦРУ в Вашингтоне прочитал доклад, пришедший из Найроби, и сказал:

– Чакетта – есть Чакетта. Остальные резиденты, получившие наши указания до сих пор в потолок плюют, размышляя, как их выполнить. А у Чакетты уже готовый результат в кармане, чувствуется стиль мастера своего дела. Я с Филом в восьмидесятые годы в Анголе вместе служил, мы были молодыми и горячими, много перцу тогда русским под хвост насыпали. Есть, что вспомнить. Только время идет, он теперь все время на пенсию просится, а заменить специалиста такого уровня нам пока некем. Ладно, закончим операцию с его головорезами, тогда будем решать вопрос с пенсией.

…Идущий в Средиземном море теплоход «Композитор Бородин» разошелся с американским крейсером «Лонг Бич». Вахтенный офицер крейсера в полном соответствии со служебной инструкцией зафиксировал название шедшего встречным курсом иностранного торгового судна с координатами точки расхождения и автоматом направил сообщение на пост контроля за гражданским судоходством ВМС США. Там полученные данные погрузились в компьютерную память, которая тут же выдала сигнал о том, что российский теплоход «Композитор Бородин» из Санкт-Петербурга представляет особый интерес. Оператор поста контроля переслал сообщение по некоему цифровому адресу, указанному в инструкции.

Сообщение пришло в офис ЦРУ, оборудованный при штаб-квартире 6-го флота ВМС США в итальянском городе Гаэта, близ Неаполя. Американские разведчики, служившие в этом офисе, как один носили для прикрытия белую военно-морскую форму, в которой ходили все вокруг. Указание о слежении за перемещениями русского судна пришло к ним «с самого верха», поэтому к информации вахтенного помощника крейсера «Лонг Бич» офицеры отнеслись с особым вниманием. Дежурный сотрудник офиса поспешил связаться с командованием базовой патрульной авиации и передал целеуказание, которое штабные авиаторы отправили на борт барражировавшего над центральной частью Средиземного моря самолет «Орион». Пилоты патрульного самолета обнаружили в точке с указанными координатами идущий на восток грузовой теплоход, сделали его облет на малой высоте и произвели фотографирование.

Качественные цветные фотографии теплохода «Композитор Бородин» незамедлительно оказались у американских разведчиков в Гаэте, а затем и в «главной конторе» ЦРУ в Лэнгли. Оттуда руководители операции переслали своим резидентам, работавшим в районе Африканского Рога, фотографии судна в комплекте со справкой по самому теплоходу и характеру его груза.

Фил Чакетта на очередной встрече передал своему агенту-сомалийцу полученные из Штатов документы и инструкции по организации связи на время проведения операции. Держа в руках фотографии русского теплохода, на палубе которого были отчетливо видны фигуры членов экипажа, Фил подумал: надо бы помолиться за упокой этих русских – говорят, что они тоже христиане.

… Резидент ЦРУ в йеменском порту Аден полковник Адамс согласовал с командованием 5-го флота ВМС США вопрос о выделении для решения задач специальной операции американской разведки одного из американских боевых кораблей, действовавших в Аравийском море. Выбор пал на ракетный фрегат «Симпсон» типа «Оливер Х. Пери» с бортовым номером 56.

-4

С командиром корабля коммандером Кларком Адамс провел исчерпывающий инструктаж и представил ему трех экспертов по иностранному оружию, прибывших в Аден из Вашингтона для участия в заключительной фазе операции.

По плану командир фрегата имел задачу отследить время выхода теплохода «Композитор Бородин» из Суэцкого канала и его дальнейший маршрут. Координаты судна следовало в указанный час несколько раз повторить на радиочастоте ___. С использованием средств радиолокации с фрегата нужно контролировать, в каком месте и когда произойдет нападение пиратского катера на теплоход. В дальнейшем от командира корабля требовалось сблизиться с захваченным пиратами судном, физически ликвидировать всех пиратов вместе с катером, а судно с остатками экипажа отбуксировать к побережью, где изучить содержимое груза русских и перегрузить его на фрегат. В дальнейшем действовать в соответствии с инструкциями, которые ему передадут находящиеся на борту фрегата сотрудники ЦРУ – эксперты по иностранному оружию.

P.S.
Вся эта тщательно, до мелочей спланированная операция, оказалась проваленной из-за активной работы русской разведки. После разбора неудавшегося оперативного мероприятия строгие взыскания получили руководитель европейского отдела управления ЦРУ, отвечающего за проведение разведывательных операций и вербовку агентуры за пределами территории США, а также командир фрегата «Симпсон» коммандер Кларк. Резиденту ЦРУ Филу Чакетте отодвинули срок ухода на пенсию еще на один год.

И.Дроканов. Редактировал Bond Voyage.

Глава 17. Завтра Петербург. .

Ставьте лайки. подписывайтесь на канал.