Глава 1. Начало
Глава 12. Морской бой.
Я шел по жилому коридору и заметил, что Коля и Толя заходят в свою каюту. Подошел, обнял обоих, долго жал им руки и повторял:
– Ну, молодцы, ну, орлы! Как вы эту банду уделали! Высший пилотаж!
Парни в ответ лишь пожали плечами:
– Да, чего там. Мы их только припугнули для начала, а они на утек подались. Если бы эти пацаны на борт к нам полезли, вот тогда фарша было бы много! А так – пустяки! Не стоит разговоров…
Коля добавил:
– Пусть бандюганы запомнят: у нас на флоте бабочек не ловят!
Все засмеялись.
– Меня зачем-то капитан на мостик зовет, не знаете, что там такое? – спросил я.
– Какой-то вертолет к нам летит. Вроде, «штатовский».
На мостике снова царило оживление. Капитан в бинокль следил за летевшим на небольшой высоте иностранным военным вертолетом. Увидев меня, Юрий Александрович пояснил причину, по которой позвал меня на помощь:
– Вон вертолет летит, хотя пока, похоже, не к нам. А с норда в нашу сторону «пылит» большой военный корабль, судя по его размерам и скорости на локаторе. Такая складывается обстановка, что скажете?
Я внимательно осмотрел сквозь окуляры бинокля пролетевший рядом с нами вертолет и сказал:
– Вертолет военно-морских сил США «Си Хок», «Морской ястреб». Такие аппараты обычно базируются на боевых кораблях. Предполагаю, что этот прилетел именно с того корабля, который направляется в нашу сторону. Чего хотят американцы, мы скоро узнаем, они ребята прямые, стесняться не приучены, сами расскажут, что им нужно. По поводу вертолета скажу так: на мой взгляд, он летит в ту сторону, где дрейфуют наши знакомые африканские «флибустьеры». Может, эти события – отклик на наше сообщение по радио о нападении пиратов. Хотя, сомнительно. Тот, кто захотел помочь, сначала связался бы с нами по радио. Но, ни один военный корабль на наш призыв о помощи не откликнулся. Значит, те, кого мы видим, действуют по собственным планам.
Немного погодя, с той стороны, куда улетел вертолет, морской ветер принес в открытые иллюминаторы отдаленную дробь стрельбы, которая прекратилась после двух взрывов, последовавших один за другим. Мы с капитаном понимающе переглянулись:
– Вероятно, следует помолиться о заблудших душах нападавших на нас бандитов. Вертолетчики, вряд ли оставили им шансы на спасение, раз катер взорвался. С одной стороны, американцы могут сказать, что уничтожили группу пиратов, атаковавших мирные суда. Но с другой, складывается твердое убеждение, что при нас сей момент были спрятаны концы в воду, в прямом смысле слова. Те, кто наводил пиратский катер на «Бородина», позаботились о том, чтобы пираты никогда никому ни о чем не рассказали. Тем более что бандиты не оправдали возложенных на них надежд. Для чего кому-то понадобилось, чтобы наше судно оказалось в плену у пиратов, мы, наверное, в ближайшее время поймем. События не заставят ждать.
Жужжание двигателя вертолета, летевшего издалека, постепенно перешло в грохот. Винтокрылая машина серого цвета с опознавательными знаками ВМС США кружила над нашими головами, свистела винтами и яростно гудела двигателем.
Тут же проснулся радиоприемник у нас в рубке. Из динамика полетели странные нечленораздельные звуки:
– И-и аэиаа эиоуээ. И-и ай!
Постников застыл в недоумении:
– Что за галиматья?
Наморщив лоб, я пытался вникнуть в суть звуков, вылетавших из динамика раз за разом.
– Сдается мне, что вещает пилот вертолета, мол, «это американ хеликоптер», «повторяю», выходите на связь! У него полный рот жевательной резинки, зубы не смыкаются, вот согласные звуки в речь и не попадают. Представьтесь ему, Юрий Александрович, на квалифицированном английском, может, диалог наладится.
С горем пополам капитан объяснился с летчиком, который хотел, чтобы теплоход «Композитор Бородин» вышел на связь с американским военным кораблем на радиочастоте … Вертолет, наконец, перестал бить нас по ушам своим грохотом и полетел в сторону ощетинившейся узкими стрелами ракет серой военной махины, которая подбиралась все ближе к нам. Постников раздраженно пощелкал тумблерами радиоприемника и связался с командиром корабля 5-го флота ВМС США, в зону ответственности которого входит западная часть Индийского океана и Персидский залив. На правах самого главного начальника всего Аравийского моря некий коммандер решил «подравнять и построить» старого морского волка Постникова:
– Капитан, с вами говорит командир фрегата ВМС США коммандер Кларк. Вам надлежит сбавить ход и проследовать в точку с координатами…, где встать на якорь и ожидать прибытия нашей мобильной группы для проведения досмотра судна и груза.
Но не так прост был наш капитан. Услышав неожиданное предложение командира иностранного военного корабля, он разразился витиеватой фразой на флотском непечатном сленге, а затем удивленно добавил:
– Это с какой же стати я должен «остоповаться», чтобы янки спокойно шарили у меня по карманам?
Юрий Александрович с хитроватым прищуром посмотрел на меня и поинтересовался, правильно ли он сделает, если вежливо пошлет наглеца коммандера подальше. Убедившись, что мы с ним не расходимся в мыслях, он четко проговорил в микрофон:
– Коммандер, с вами говорит капитан российского грузового теплохода «Композитор Бородин» Постников. Не могу выполнить вашего распоряжения, так как не вижу для этого юридических оснований. Мое судно во фрахте следует из России в Иран, по условиям контракта я должен доставить груз в указанный срок. Сегодня мы подверглись нападению морских пиратов, что вызвало задержку в пути. Я не имею права тянуть время по иным причинам, потому что из-за опоздания буду вынужден платить неустойку грузополучателю.
– Капитан, выражаю сожаление по поводу того, что ваше судно было атаковано пиратами. Кстати, как вам удалось от них успешно отбиться?
– Коммандер, благодарю вас за сочувствие. Кстати, откуда у вас сведения о том, что мы успешно отбились от пиратов? Должно быть, внимательно следите за обстановкой? Сожалею, что вы не пришли к нам на помощь. Уйти от пиратов помог счастливый случай: нас обстрелял быстроходный катер, у которого вдруг заглох двигатель. Поэтому он прекратил погоню, а мы проследовали своим курсом.
– О кей, капитан. И все же вам придется сбавить скорость и принять на борт досмотровую группу, которую я высылаю к вам. У нас имеются основания полагать, что ваше судно нарушает Международную конвенцию о морской торговле оружием, которая подтверждается резолюцией Совета Безопасности ООН за номером … от … года. Я буду вынужден арестовать вас и ваше судно, если вы не подчинитесь моему распоряжению и не примите на борт досмотровую группу.
Американский корабль уже шел рядом с «Бородиным» параллельным курсом. Бортовой номер 56 на его борту свидетельствовал, что нашим агрессивным соседом оказался ракетный фрегат «Симпсон» типа «Оливер Х. Пери», о чем я сообщил Постникову.
Вертолет, который недавно кружил над нашими головами, аккуратно примостился на посадочной площадке в кормовой части корабля. Зенитные и противокорабельные ракеты фрегата заметно повышали авторитет командира корабля на фоне капитанов сновавших по Аравийскому морю грузовых «лаптей». Что поделаешь, безоружным приходится подчиняться вооруженной силе. Нашим спецназовцам Коле и Толе никто не ставил задач по подрыву боевой мощи американского флота, а иной военной силы, кроме двух офицеров, у нас не было. Оставалось только гадать, что последует дальше.
Из-за кормы «Симпсона» показалась моторная надувная лодка, которая быстро заскользила к нашему борту. В ней сидели четыре человека. Юрий Александрович заметно погрустнел и сыпал мрачными шутками:
– Доконает меня сегодня «семейка «Симпсонов»! Сейчас Бивис и Бадхед полезут к нам в трюм, откроют ящики, а там – секретные запчасти к подводным лодкам. Как считаете, за каждый перископ сколько лет мне дадут по законам штатов? Ладно, пойдем малым ходом, может, зачтут, как явку с повинной?
Постников не случайно вспомнил американский мультик «Симпсоны», один из наших матросов принес на судно видеокассету с бесконечными сериями про эту семейку с Бивисом и Батхедом. Мультики периодически кто-нибудь из молодежи смотрел в кают-компании, хотя все остальные плевались от их содержания.
– Юрий Александрович, – крикнул вахтенный штурман. – У американцев проблемы с надувной лодкой, смотрите!
В иллюминатор было видно, что лодка продолжала двигаться в нашем направлении, но ее корпус на глазах погружался в воду. Видимо, где-то получил пробоину, которую не заметили, когда спускали с фрегата.
– Сейчас у нас под бортом бравые янки пузыри начнут пускать. Так не пойдет, мы на флоте служим, – отреагировал Постников. Он подошел к кнопке звонка, нажал ее и объявил по судну:
– Внимание экипажа! Человек за бортом! Тревога! Спустить вельбот с левого борта!
В этот раз спуск вельбота прошел без сучка и задоринки, словно на морском параде у Дворцового моста. Возможно, даже американцы на фрегате поаплодировали мастерству русских моряков, спешно отправившихся на выручку их незадачливым коллегам. Вельбот вовремя завел двигатель и начал маневр, потому что двое американцев уже плавали в воде у нашего борта, а двое стояли в тонущей лодке по пояс в воде. В волнах белели спасательные круги, на которых выделялась ярко красная надпись «Т/х «Композитор Бородин». Санкт-Петербург». Людей и круги подобрала наша спасательная команда, а пробитую лодку вытащили на палубу судовой лебедкой.
Вместе с нашими спасателями из вельбота на палубу выбрались мокрые американцы. С их заморской форменной одежды ручьем лилась вода, головные уборы отсутствовали, мокрые и спутанные волосы подчеркивали жалкий вид спасенных моряков. Правда, личное оружие никто из них не утопил – у каждого на боку висел тяжелый «кольт» в кобуре, из которой тоже стекала струйка морской воды. Гостям предложили обсушиться, погреться и одеть что-нибудь сухое из запасов боцмана. Хозин принял их казус близко к сердцу и всячески старался помочь пострадавшим парням. Но старший их группы категорически отказался от предложенного и потребовал отвести к капитану.
Оставляя на палубе и на трапе мокрые следы, американцы поднялись наверх. Навстречу им из рубки вышел щеголеватый Постников в белой форменной рубашке с погонами, на которых под солнцем горели капитанские шевроны. Отглаженные черные брюки и элегантные легкие туфли как бы выставлялись напоказ рядом с вымокшим представителем другой страны. Молодой офицер представился капитану и поблагодарил за помощь, которую его группа получила после того, как их лодка вышла из строя. А дальше младший лейтенант понес такое, что многие на «Бородине» пожалели о спасении этого вояки из воды.
– Мне не совсем удобно, сэр, но я – офицер и обязан выполнить свой долг. Прошу вас, сэр, вести судно самым малым ходом. На своих постах разрешается остаться только вашей вахтенной смене. Остальным офицерам экипажа следует собраться на мостике, а прочему личному составу прибыть в кают-компанию и находиться там до особого распоряжения. Свободное передвижение по судну воспрещается. Прошу выполнить мои указания.
Капитан объявил все услышанное по громкой трансляции. Народ взвыл от злости на иноземное коварство. Больше других негодовал боцман, который, обращаясь ко всем, сказал:
– Ну, «пиндосы» – они «пиндосы» и есть! Это же надо такое удумать! Мы их, можно сказать, от акульих зубов спасли, на сухую палубу подняли. А они враз на эту палубу и нагадили! Что за люди?
Под бдительным присмотром мокрых американцев штурманы, механики и начальник радиостанции собрались на мостике, где уже стояли мы с капитаном. Остальные члены экипажа, включая пассажиров Колю и Толю, расселись по креслам в кают-компании и включили телевизор. Один из американцев остался с ними, а двое прохаживались по палубе с обоих бортов. Офицер забрался на крышку трюма и выстрелил вверх красной сигнальной ракетой.
Через несколько минут с фрегата взлетел вертолет, который быстро преодолел расстояние до «Бородина». Машина зависла над нашей палубой и осторожно опустилась на крышку трюма. Пока лопасти продолжали вращаться, из вертолетного нутра выпрыгнули человек десять. А внутрь залезла мокрая команда вместе со своей дырявой лодкой. Вертолет улетел на фрегат.
В составе американского десанта, высадившегося на палубе российского судна, было несколько матросов, один офицер и трое субъектов в гражданской одежде. Всем скопом они направились в ходовую рубку. Постников, наблюдавший за ними сверху, предположил:
– Эти парни в бейсболочках и джинсах, по идее, и есть «церэушники».
Первым на мостик поднялся офицер, поздоровался и предложил капитану пройти в каюту, чтобы предъявить прибывшим американским экспертам документы по грузу, находящемуся на судне.
– Эксперты, блин, в штатском, – негромко бурчал Постников, направляясь к себе в каюту в сопровождении неожиданных контролеров. Из экипажа вместе с ним пошел грузовой помощник. Они закрылись за дверью и почти час занимались бумагами.
На протяжении всего безумного дня у меня впервые появилась возможность спокойно обдумать ситуацию, в которой мы оказались после целой цепочки приключений, свалившихся на наши головы. Логика событий, происходивших в течение месяца с момента отхода из Петербурга, мне была уже более-менее ясна. Поэтому в тот момент мне больше всего хотелось понять, что произойдет в дальнейшем. Обвинение в незаконной перевозке вооружения и боевой техники из одной страны в другую ничем хорошим для экипажа «Композитора Бородина» обернуться не могло.
Безусловно, мне было ясно, что у такой страны, как России не могло быть «незаконных перевозок оружия». Межгосударственные соглашения и документы по ним оформлены в духе требований Совета Безопасности ООН. Любой суд с участием квалифицированных юристов-международников оправдает капитана и снимет арест с судна и груза. Но, как показывает практика, от момента ареста перевозчика до суда иногда утекает слишком много времени. В те годы на память приходили детали западни, в которую угодили летчики российского самолета ИЛ-76, перехваченного в небе над Афганистаном и вынужденного приземлиться на аэродроме города Кандагар. Одноименный фильм тогда еще не вышел, но и по сообщениям прессы мы понимали, какая невеселая жизнь была у летчиков в талибской тюрьме.
Американцев с талибами, понятное дело, равнять не стоит, но в случае нашего ареста узилище и будет узилищем, где бы оно не находилось. ЦРУ пронюхало об образцах новой техники, лежавшей в трюмах «Бородина» и сделало все, чтобы они попали в руки их сотрудников. Сейчас прилетевшие на вертолете ребята в бейсболках выпотрошат все ящики с грузом, заберут себе то, что их интересует, а нас, скорее всего, объявят задержанными для дальнейшего разбирательства. Судно под конвоем отведут в ближайший к нам порт Аден или на базу 5-го флота США на острове Бахрейн в Персидском заливе. Дальнейшая судьба экипажа может иметь варианты, о которых думать не хотелось.
Пока я размышлял, на палубе появились американские матросы и «эксперты в штатском», как верно их поименовал Постников. Наш второй механик включил механизм подъема крышек трюмов, а грузовой помощник капитана стоял около американцев, жаждущих добраться до груза. И у него, и у экспертов в руках были видеокамеры для фиксации происходившего процесса. Юрий Александрович, мрачнее тучи, молча вернулся на мостик. Во рту он держал зажженную сигарету, хотя обычно воздерживался от курения.
Матросы из команды «Симпсона» сорвали пломбу и открыли крышку первого ящика. Из него на белый свет появились какие-то шарниры и узлы агрегатов. Эксперт приказал открыть другой ящик, рядом с которым легли аналогичные штуковины. Эксперт ткнул ногой третий ящик, в котором покоилась длинная зеленая деталь, явно не относящаяся к подводной технике, с фирменной надписью желтой краской «Ивановский завод подъемного оборудования».
Из иллюминаторов ходовой рубки на палубу напряженно смотрели все, кто находился там во время проверки груза. На наших глазах разворачивались непонятные события, потому что мы ожидали увидеть в ящиках одно, а внутри оказалось совершенно другое. Головы отказывались верить увиденному. Замешательство присутствовавших усиливалось.
– Блябуду, не зипы это, – неожиданно громко и просто выразил общие эмоции наблюдавший за процессом «дед». – Какие тут, на хрен, подводные лодки? Это же запчасти для автомобильного подъемного крана…
Американцы переходили от одного ящика к другому и, как заведенные, вытаскивали наружу и складывали обратно все те же промасленные железяки, малопригодные для комплектования современных дизельных подводных лодок. На мостик поднялся второй механик и рассказал, что проверяющие янки находят в ящиках не те запчасти, что им нужны. Уже начали сердиться и ругаться между собой всякими «факами». В рубке кто-то не выдержал и буквально заржал в голос. Нервы! Остальные заулыбались, обстановка разряжалась. Только капитан пока упорно не верил своим глазам. Ребята в бейсболках полезли во второй трюм и сами стали вскрывать ящики, но после каждого испытывали прежнее разочарование.
К нам поднялся американский офицер и спросил, нет ли на судне других помещений для хранения грузов. Постников ответил отрицательно и предложил офицеру самому пойти и осмотреть судно. Офицер и пара матросов в сопровождении «деда» и боцмана отправились «шмонать» пароход. «Бейсболки» нервно курили на палубе, зато наш капитан, наконец, разгладил морщины и разразился тирадой:
– Да, сели ребятки в лужу. Я же им показывал документы, где черным по белому написано, что в ящиках упакованы запчасти для транспортного оборудования. И никаких зипов для подводных лодок! Кто вообще эту чертовщину придумал? Они мне не поверили. Теперь вот носятся, как собаки, у которой сахарные косточки украли. Вахта, передайте этим штатским, что у нас на палубе не положено курить, пожар еще мне устроят!
Осмотр судна закончился, когда стало темнеть. Офицер сообщил Постникову, что досмотровая группа убывает на фрегат для доклада командиру корабля. В темноте к судну подлетел вертолет, включивший свои мощные прожектора. Наша палуба освещалась собственным освещением. Вертолет почти не касался закрытых крышек трюмов, когда в него прыгали члены досмотровой группы.
Через некоторое время на связь по радио вышел коммандер Кларк:
– Мистер капитан Постников! От имени правительства Соединенных Штатов Америки я выражаю вам сожаление по поводу задержки судна. Проверка окончена, замечаний по характеру груза нет. Можете следовать своим курсом.
– Коммандер, я буду подавать Морской протест по поводу ваших необоснованных действий!
– Это ваше право, капитан. Удачи, до свидания!
– О кей! И вам не хворать…
Огни уходящего прочь фрегата «Симпсон» понемногу растворялись во тьме ночного южного моря. Покурив и выразив в полный голос неодобрение действиями мирового жандарма, все члены экипажа «Композитора Бородина» разошлись по своим местам, свободные от вахты расположились на отдых после напряженного дня, а вахтенные занялись своими обязанностями.
Юрий Александрович зашел ко мне в каюту и с хитрой улыбкой на усталом лице вопросил:
– А не хлопнуть ли нам по рюмашке?
– Заметьте, не я это предложил, – откликнулся я, поддерживая диалог из культового фильма «Покровские ворота».
И.Дроканов. Редактировал Bond Voyage.
Ставьте лайки. Подписывайтесь на канал.