Российские предприятия оборонно-промышленного комплекса постепенно наращивают экспертизу на гражданских рынках, но темпы развития оставляют желать лучшего. Вопрос развития предприятий ОПК на гражданских рынках не теряет актуальности в новых условиях.
Обычно предприятия пытаются решить три задачи при развитии продукции гражданского назначения (ПГН): ᴑ Новые точки роста на среднесрочную / долгосрочную перспективу; ᴑ загрузка свободных мощностей; ᴑ улучшение финансового состояния (рост прибыльности, увеличение доли «неокрашенных» денежных средств и т. д.). И в целом данные задачи подтверждаются со стороны предприятий ОПК. Но в последнее время отмечено появление новой задачи: ᴑ потребность в привлечении или формировании компетенций / технологий / новых идей, в том числе для развития военного направления (рис. 1).
Стимулирование и развитие синергии между гражданским и специальными сегментами на предприятиях ОПК за рубежом мы описали в предыдущих выпусках нашего дайджеста (США, ЕС, КНР). Сегодня зарубежные холдинги ОПК стремятся углубить специализацию в определенной отрасли. Инструментами служат покупка и продажа отдельных предприятий или бизнес-направлений, в том числе для приобретения необходимых компетенций, и реализация непрофильных активов. Одним из примеров такого подхода является холдинг Raytheon Technologies (см. рис. 2).
Деятельность по развитию гражданских продуктов на зарубежных предприятиях ОПК системно поддерживается государством:
- стимулируется обмен технологиями между гражданским и военным секторами; ᴑ использование избыточных (невостребованных) ресурсов военно-промышленного комплекса;
- выделение перспективных гражданских проектов в отдельный бизнес и т. д.
Примеры зарубежной практики поддержки диверсификации ОПК
Основные барьеры для развития продукции гражданского назначения в ОПК РФ, исходя из опыта Strategy Partners (рис. 3):
- дефицит компетенций в маркетинге и продажах ПГН (в том числе персонал); ᴑ дефицит финансирования для развития;
- отсутствие разработчиков гражданской продукции.
Типовые ошибки при попытке работы на рынке с ПГН:
- недостаточное внимание руководства и выделяемые ресурсы для развития гражданского направления;
- пропуск этапа исследования рынка перед началом разработки продукта или сразу перед закупкой дополнительного оборудования;
- нерыночный подход к ценообразованию на гражданскую продукцию;
- неадаптированная система мотивации под гражданское направление.
Strategy Partners разработала методологию работы по развитию ПГН на предприятиях ОПК в зависимости от особенностей деятельности, текущего уровня развития ПГН на предприятии и уровня готовности / амбициозности руководства / собственников. В методологии выделены 3 области и 4 вида инструментов в системе развития гражданской продукции для предприятий ОПК (см. рисунок 4).
В зависимости от целей предприятия и степени проработанности гражданского направления руководство предприятий ОПК может использовать отдельные инструменты или несколько инструментов одновременно применительно к существующим или новым гражданским продуктам. Это матрица, которая формируется для каждого предприятия индивидуально.
#опк #обороннаяпромышленность