Организация этрусского государства
Ирония заключается в том, что единого государства этрусков никогда и не существовало. Их культура находилась под сильным влиянием Греции и полисная система общественной организации с некоторыми видоизменениями перекочевала и в Этрурию.
Однако этрусские города не были полностью самостоятельными и образовывали федерацию городов, которая называлась Союз двенадцати городов. Почему всего двенадцать? Потому что административная система строилась таким образом, что эти 12 городов были самыми древними и богатыми, а все остальные города в округе находились под управлением одного из этой кучки. Количество постоянных членов союза никогда не менялось. При ослаблении могущества этрусков это стало оборачиваться курьезами. Так, например, после взятия римлянами города Вейи, входившего в союз, его место занял город Пуплуна, который традиционно находился в зоне влияния другого члена союза - города Вольтерры, что вызвало завистливые споры и неразбериху в альянсе.
В каждом из 12 городов правил свой царь, который регулярно ездил в Вольсинии на всеобщее собрание царей и знати для обсуждения важнейших вопросов внутренней и внешней политики. Этрусский союз был фундаментальной опорой всестороннего развития, но при этом он был скорее торговым и религиозным нежели военно-политическим - редко удавалось на съездах скоординировать общий план действий, а цари частенько продолжали воевать между собой. Такая организация существовала у этрусков с самых древних времен и до окончательного подчинения Риму и постепенной ассимиляции.
Царь у этрусков назывался Лукомон и был выборочным должностным лицом. Основной структурной единицей в обществе была родовая община, глава которой входил в совет старейшин, где и избирался новый лукомон. Власть царя была велика: он был не только военным предводителем, но и верховным судьей и жрецом в своей микрогосударстве. Но в конце 6 века до н.э. авторитет и власть царей стал падать, а знать наоборот постепенно стала крепчать и уже в 5 веке до н.э. в большинстве этрусских городов сформировалась новая форма правления - олигархическая республика. Новая организация, еще сильнее рознящая итак разъединенный народ, сыграла на руку противникам этрусков.
Социальная иерархия
Этрусскому обществу были присущи все основополагающие черты античности - совмещение рабства и личной свободы большинства населения. Всего выделялось три базовых прослойки социума: зависимая, свободная и привилегированная.
Зависимое население делилось на три группы: рабы, лаутни и этеры. Рабы были полностью бесправными элементами и воспринимались как вещи. Иногда их превращали в гладиаторов ( это придумали далеко не римляне), а также приносили в жертву в процессе ритуалов. Лаутни - это зависимое население, проживающие на территории своего патрона и входящее в его домашнюю общину. В основном это были свободные люди, не расплатившиеся по долгам или чужеземцы. Они выполняли бытовые функции, служили при дворе, работали на земельном участке и передавали свои обязанности по наследству. Этеры же были полузависимым населением, которые даже призывались на военную службу наравне со свободными людьми. Они имели собственные наделы и главной и единственной их задачей было отдача части собранного урожая.
Свободные люди составляли большую часть населения - это были мелкие земледельцы, ремесленники и купцы, которые вносили наибольший вклад в экономику, а в случае войны призывались в качестве пехотинцев. В это же время знать состояла из крупных торговцев и землевладельцев, военных деятелей и приближенных царя. Они были обеспечены и во время войны становились конниками, а те, кто был особенно богат, имели собственные колесницы.
Этруски проживали в благоденствии и достатке, торговля расцветала, а политическое могущество в Италии были неоспоримо. Созревала почва для изнеженности: войска слабели, а политическая система деградировала. История лишь ждала молодое амбициозное государство, которое изменит силы сторон в регионе