…Жавдет Айдаров был музыкантом Образцового оркестра Ленинградского военного округа, играл на ударных инструментах. Когда началась война, он работал на строительстве укреплений, вошел в команду МПВО, а весной 1942‑го стал участником оркестра Карла Элиасберга. #INJECT_1# — Мой дед много мне рассказывал о тех событиях, — говорит музыковед Надим Айдаров, — и сейчас, когда я слушаю Седьмую симфонию, как будто слышу его партию: он исполнял тему нашествия. В семье хранят письма Жавдета Караматуловича, которые он отправлял из блокадного Ленинграда в Ташкент, где жили его родные. «Мои товарищи из Консерватории и музучилища находятся на фронте. Кто убит, кто ранен, — сообщал он в одном из писем. — Еще зимой подавал две докладные, чтобы отправили на передовые позиции, и до сих пор не отправляют. Как‑то досадно, что все товарищи находились на фронте, а ты отсиживался в тылу. Хотя Ленинград, по существу, можно назвать фронтом». — Он был бойцом «музыкального фронта»: тогда так было принято называть музыкантов, находившихся в осажденном городе, — продолжил Надим Айдаров. — Те, кто во время блокады служил искусству, совершали каждодневный подвиг, который ими вовсе не осознавался таковым. Хотя в жизни моего деда исполнение Седьмой симфонии было совершенно особым событием, о котором он рассказывал и мне спустя многие годы. По большому счету тем, что я связал свою жизнь с музыкой, я обязан именно дедушке. На встрече прозвучала запись воспоминаний Жавдета Айдарова об исполнении Седьмой симфонии, сделанная в начале 1980‑х годов. «Зал был переполнен, очень много военных. Одеты мы были кто во что: я — в гимнастерке и кирзовых сапогах, некоторые — в ватниках… Карл Ильич встал за пульт, постоял немного, потом взмахнул палочкой, и я впервые увидел, как она задрожала в его руках». После Великой Отечественной войны Айдаров возглавлял крупные коллективы, в том числе карельский ансамбль «Кантеле» в Петрозаводске, потом ансамбль песни и танца Татарской АССР, многие годы преподавал в Казанском музыкальном училище… Еще один участник исполнения Седьмой симфонии — скрипач Лев Маргулис. Оставаясь в блокадном Ленинграде, он вел дневник, в котором был предельно честен сам перед собой, признавался, как страшно ему было под бомбежками и обстрелами. — О репетициях Седьмой симфонии в его дневнике практически нет упоминаний — только об активной работе в Радиокомитете. Наверное, тогда было просто не до пафоса и не до ощущения величия момента. Достаточно было того, что работа в Радиокомитете давала возможность жить на рабочую карточку, — рассказала композитор, художественный руководитель Музыкального театра детей Марина Ланда. Как дальше сложилась жизнь Льва Маргулиса? В 1946 году он уволился из оркестра Радиокомитета. Будучи артистом Концертного бюро Филармонии, выступал на небольших площадках до 1950 года, а затем до 1968‑го был концертмейстером оркестра Театра музыкальной комедии… Не очень известный факт привел в своей книге «Блокада день за днем» военный журналист Абрам Буров: «Когда отзвучали последние аккорды симфонии и присутствующие в зале стоя аплодировали, на сцену поднялась девочка лет двенадцати. Она вручила цветы дирижеру. Карла Ильича Элиасберга это тронуло до глубины души. Цветы, выращенные в осажденном городе, были поистине бесценными…». Автор книги был не совсем точен: Любе Жаковой было девятнадцать лет. Но в этой неточности не было его вины: просто блокадное истощение давало о себе знать, и очень худенькая девушка, работавшая в госпитале, выглядела совсем как подросток… Добавим, что букет был единственным, преподнесенным после концерта. Во вложенной в него записке значилось: «С признательностью за сохранение и исполнение симфонической музыки в осажденном Ленинграде семья Шнитниковых». Спустя много лет Карл Элиасберг передал этот исторический клочок бумаги в музей «А музы не молчали…» и попросил разыскать девушку, которая его вручила. И произошло, казалось бы, невероятное: ее удалось найти. — Во время войны моя мама жила со своей тетей, бабушкой и дедушкой на северной окраине города, в Лесном, — рассказала Евдокия Жакова. — Букет собственноручно собрал ее дедушка — ученый Захарий Григорьевич Френкель, геронтолог, академик медицины. Вечером цветы принесли в городскую квартиру, которая находилась буквально в двух шагах от Филармонии — в доме № 5 по площади Искусств. По словам Евдокии Львовны, спустя тридцать лет после войны ее мама встречалась с музыкантами, исполнявшими в августе 1942‑го Седьмую симфонию: они искренне считали ее «своей». Они были близки друг другу уже хотя бы тем, что пережили блокаду. Со многими из них она подружилась, много лет переписывалась. — У мамы в результате блокады было слабое здоровье, врачи пророчили ей короткий срок жизни, — рассказала Жакова. — Но она восприняла этот приговор как вызов и прожила 83 года, как бы наперекор всему. Мама замечательно рисовала, была иллюстратором книг, прекрасно играла на рояле, но главным в ее жизни стало воспитание четверых детей — трех сыновей и дочери.
В Петербурге прошла встреча, посвященная 80‑летию исполнения Седьмой симфонии Шостаковича
5 октября 20225 окт 2022
1
4 мин