Найти тему
Художники Арбата

Свободное творчество против пошагового срисовывания

Оглавление

Что лучше делать на занятиях по рисованию: дать ребенку полное творчество или учить пошагово срисовывать по образцу, на заданную тему?

Метод свободного творчества

Еще в 1897г. чешский педагог Франтишек Чижек открыл в Вене художественный класс в школе декоративно-прикладного искусства. Здесь занимались дети 4–14 лет. На занятиях, которые проходили по субботам и были бесплатными, реализовывался принцип абсолютной свободы, т.е. отсутствовала всякая дисциплина. Дети могли прийти и уйти, когда захотят.

Франтишек Чижек
Франтишек Чижек

Чижек говорил: «Мой метод свободен от всякого давления, у меня нет заготовленного плана работы. Мы с детьми идем от простого к сложному. Ученики могут делать всё, что пожелают, всё, что находится в сфере их внутренних устремлений»

Однако и здесь не обошлось без правил. Как не крути, но вся жизнь человека окружена правилам. Не зря с детских лет во всех культурах детям прививают привычку подчинять свое поведение... В общем, все ученики Чижека, в обязательном порядке, должны были проходить курс печатной графики и вырезать рисунки на линолеуме.

Линогравюра требует высокой концентрации внимания и удержания в голове задуманного образа. Любая неаккуратность приводит к ошибке и необходимости переделывать всю работу. Так педагог тренировал детей быть собранными, что по его мнению должно было помочь им в дальнейшем в любой деятельности.

-2

В период с 1958 по 1963 год пробовал себя в линогравюре Пабло Пикассо

-3

... и Анри Матисс тоже.

Линогравюра
Линогравюра

Не абсолютное творчество

Франтишек еще долго критиковал обучение азам в Академии художеств. Однако, в своем экспериментальном классе, он сам обучал детей посильным для них азам изобразительного искусства: как работать с разными материалами, исправлял рисунки, рассказывал, как смешивать краски, чтобы получить нужный цвет, показывал различные техники, тонкости, приемы.

Не обошлось и без приглашенных преподавателей, среди которых был художник Густав Климт. А для того чтобы у детей была мотивация к рисованию их работы выставлялись в рамках арт-шоу наравне с известными художниками Австрии и Европы. Как вы понимаете, на выставке никто не стал бы там смотреть на детские каракули. Поэтому, для популяризации метода обучения, Чижек и другие художники помогали детям в подготовке их рисунков. Дураков нет.

Густав Климт в рабочем халате, 1914г.
Густав Климт в рабочем халате, 1914г.

Густав Климт "Поцелуй", 1908—1909 гг.
Густав Климт "Поцелуй", 1908—1909 гг.

Что сказать? "Абсолютное творчество" оказалось не таким уж абсолютным. Ну ни как не получается выехать только на чистом детском воображении. Когда у ребенка рисунок примитивный, он быстро теряет интерес к рисованию. Об этом подробнее читайте в нашей статье "Почему дети бросают рисовать?" (здесь).

Маркетинг с детскими рисунками развивался и достиг в 1908 году берегов Англии. В Лондоне на выставку пришел король Эдуард VII. Рассматривая рисунки, он говорил: «Высший класс!». Пресса разнесла эту информацию и на выставку подтянулись влиятельные люди. Правды ради нужно отметить, что это была первая значительная выставка детского творчества в мире.

Дальше выездные выставки учеников профессора. Распространение новаторского подхода в обучении рисованию в США, Японии, Европе и даже Индии. Догадываетесь, что дальше? Репродукции детей продавались тысячами.

Вы верите, что ребенок самостоятельно сможет сделать в рисовании путь от этого

-7

к этому?

Белла Вишон. «В последний момент». Иллюстрация из книги «Рождество. 14 оригинальных рисунков на камнях».
Белла Вишон. «В последний момент». Иллюстрация из книги «Рождество. 14 оригинальных рисунков на камнях».

В завершении отметим, что некоторые из детей продолжили дело своего учителя. Став взрослыми людьми, они популяризировали подход и сами обучали детей.

Еще одним новатором в обучении и воспитании детей на рубеже 19-20 веков был американец Джон Дьюи со своим "методом проектов". Автор более 30 книг и 900 научных статей по философии, эстетике, социологии, педагогике и другим дисциплинам. Кроме общих вопросов обучения Дьюи предложил методику «свободного рисования», которую применяли в школах ряда стран.

Джон Дьюи
Джон Дьюи

В период с 1904 по 1930 г. Дьюи был профессором Мичиганского, Чикагского и Колумбийского университетов. Интересно, что в 1928 году Дьюи, со своими идеями прагматизма, был даже в Советском Союзе, с целью помочь Наркомпросу в освоении «способа проектов». Профессор Кумарин писал: «Ленину очень хотелось, чтобы пролетарские детишки росли здоровыми, не витали в облаках "всестороннего развития личности“, а как можно раньше распознавали своё призвание и не болтались в жизненной проруби как круглые отличники».

Дьюи считал, что к воспитанию личности ребенка ведет опыт, который он накапливает. Поэтому обучение должно сводиться к игровой и трудовой деятельности, где ребенок научается решать жизненные задачи, овладевает творческими навыками, и, как результат получает необходимый опыт. С раннего возраста детей приучают делать всё самостоятельно, но в виде игры.

Позже в 11-13 лет упор делали на трудовую деятельность. У Дьюи дети пряли, ткали, шили. Не будем забывать, что это начало 20 века. Но, главная задача школы сводилась к подготовке детей самостоятельно решать возникающие проблемы и приспосабливаться к среде. Внимание! Это общие принципы. Без глубокого изучения данной методики нельзя пускаться в ее самостоятельную интерпретацию и, тем более, применять в ходе воспитания своего ребенка.

В разное время педагоги и психологи предлагали освободить детей от каких-то правил, границ, шаблонов, не заставлять их ориентироваться на образец. Напротив они призывали позволить детям самим экспериментировать в рисовании.

Старая школа

Другой подход — «old school», часто используется в гос. д.садах, школах. В 60-х был очень популярен не только в нашей стране. Детей учат пошагово срисовывать заданный образец, дают оценки и требуют вносить корректировки, предлагают рисовать на заданную тему. Такая методика встраивалась в общий концепт воспитания «послушного гражданина». В начале 19 века он был весьма популярен, например в Германии.

Стоит ли на уроках рисования в школе заставлять подростков срисовывать вазу и куб простым карандашом? Ведет ли это к эстетическому воспитанию или напротив отвращает детей от мира живописи? Наверное этот ответ лежит в плоскости вопроса: "В какой мере стоит давать подросткам знания по химии, физике и другим предметам?". Не всем они нужны в таком объеме, а вот решать житейские вопросы, основанные на знаниях физики, наверное, очень полезно многим.

Вывод

Конечно, жесткая учебная программа на занятиях, с обязательным срисовыванием неинтересных инсталляций, убивает всякую мотивацию рисовать у большинства детей. Наверняка более привлекательным выглядят занятия, где самому можно выбрать тему и способы рисования. С другой стороны, обеспечить развитие навыков рисования без обучения живописным приемам невозможно.

Эта ситуация с обучением рисованию напоминает вопрос с обучением музыке в детском возрасте. Очевидно, что свободное творчество не даст ребенку необходимых музыкальных знаний. Поэтому обучение в музыкальной школе подчас такое не простое и длительное и не все выдерживают. Хорошая альтернатива репетитор и согласованная программа, но все же программа обучения. Все зависит от целей ваших и вашего ребенка — быть профессиональным художником или рисовать для себя? И в том и другом случае обучение рисованию необходимо, вопрос в том, в какой мере.

В настоящее время, при обучении рисованию, наверное, не встретишь тех, кто строго придерживается одного какого-то направления работы. Чаще всего используются оба. Но, что на самом деле дает каждый подход? Как и когда его нужно использовать с учетом разных возрастов? Как обучать рисованию в разном возрасте? Этим вопросам мы посвятили несколько статей, объединив материал, как раз, по возрастам.

-10